ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
приглаженному воспроизведению действительности в слове, к точному выявлению ее сущности. Передавая душевное со стояние Пети Ростова — состояние романтического упоения красотою,— Толстой не забывает о подлинном течении собы тий, о реальной связи явлений, называет вещи их «настоящи ми» именами. Романтическая созерцательная эмоциональность Пети приняла форму музыкальных переживаний: «И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвест ный, торжественно сладкий гимн». При этом отмечаются те звуковые воздействия внешнего объективного мира, которые превратились в душе Пети в стройный хор музыки: «Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Хра пел кто-то». Вот те прозаические звуковые проявления реаль ности, которые в восприятии Пети преображались в музы кальную симфонию: «И все они сливались в одно и опять раз бегались, и опять сливались, то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное» (12, 147). Поэтическое душевное состояние Пети Ростова выявляется и в соотнесенности с таинственной ночной природой. Именно к небу, символу всего идеального, обращено внимание героя: «Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды... Иногда к а з а лось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иног да небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его» (12, 146). Высокие и вдохновенные, экстатические состояния своих героев Тургенев и Толстой изображают по-разному, в соответ ствии со своими идейно-эстетическими задачами: один — средствами романтического заострения, сщя занно^ с идеали стической созерцательностью, уводящей по ту сторону реаль ности; другой — с удивительной реалистической трезвостью, с полным неверием в возможность загадочного, таинственного в этом мире естественных пропорций и отношений. В раскрытии одной и той же сферы жизни, именно поэти ческих душевных движений в соотнесенности с прекрасной природой, сказалось неповторимое своеобразие писателей, особенности их художественного почерка. 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=