ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ческого возвышения достигается Тургеневым путем использо­ вания поэтического строя выражений. Толстой же остается верным реалистической трезвости и в передаче пейзажа, соот­ несенного с эмоционально напряженным состоянием героя. И в этом случае пейзаж великого правдолюбца отличается строгостью лексики. Эмоционально действенным пейзажем является пейзаж, связанный с ощущением Пети Ростова в ночь накануне его гибели, когда он слышит изнутри какую-то торжественную музыку, и окружающее представляется ему волшебным цар ­ ством, в котором все было возможно. Избегая тургеневской поэтичности, музыкальности стиля, Толстой стремится только к полноте речи, к ее тождественности сознанию и чувству, «к неприглаженному воспроизведению действительности в слове, к выявлению ее подлинной сущности»3. Описание действительности выступает подчеркнуто гоч- \ ным и объективным, полемически заостренным против ро­ мантического возвышения над ней. «Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит ка зак Лихачев и н а ­ тачивает ему саблю, что большое черное пятно направо — караулка, и красное яркое пятно внизу налево — догоравший костер...» Это правдивое отражение жизни в ее обыкновенном облике противопоставлено романтическому, сказочному ми­ ровосприятию Пети: «Он ничего не знал и не хотел знать это­ го. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно может быть был огонь, а может б^лть — глаз огромного чудовища...» (12, 146) 4. В этом изложении характерно непосредственное обозначение предмета и прямое выражение романтического, впечатления от него-. Реально-трезвое отношение к действи­ тельности противопоставлено романтико-фантастическому, сказочно-таинственному преображению ее. Заостряя несоответствие между романтической мечтой Пети и объективной реальностью, Толстой тем самым отка­ зался от идеализации этой мечты, хотя и возвысил поэзию взволнованного чувства. И зобр аж ая высокое романтическое настроение Пети, Толстой пренебрег возможностями роман­ тического словоупотребления; вместо использования поэтиче­ ских средств выражения он обратился и в этом случае к не- 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=