ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ного состояния персонажа. С этим связано и очеловечение природы в произведениях Тургенева, использование сравне­ ний, сближающих явления природы с душевными движениями человека. Так, например, в повести «Ася» эмоциональный тон восприятия определяет и характер изображаемого природного мира. Эмоциональность главного героя этой повести так о р г а ­ нически сливается с конкретной предметностью природного окружения, что неизбежно ведет к его олицетворению, уподоб­ лению себе, к подчинению чувству. Нетерпеливому ожиданию приближающегося счастья радостно отвечает вся природа: в ней тоже тревожное ожидание — и в небе, и в темной глу­ бине реки, в пенье соловья тот же «сладкий яд» молодого з а ­ кипающего чувства еще не вполне осознанной любви. Внеш­ ний мир и внутреннее «я» сливаются нераздельно: «Старик поднял весла — и царственная река понесла нас. Глядя кру ­ гом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспо­ койство на сердце... поднял глаза к н ебу— но и в небе не бы ­ ло покоя: испещренное звездами, оно все ш евелилось, д ви га ­ лось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звез­ ды; тревожное оживление мне чудилось повсюду — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня ра здражали , и свежее дыхание волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и з ара зил меня сладким ядом своих звуков» (6, 253—254). В описаниях пейзажа Тургенев часто создает антропоморфический фон с помощью переносного употребления слов, характеризующих человека, для обозна­ чения явлений природы. В приведенном пейзаже, как и во многих других, глаголь­ ные формы помогают Тургеневу передавать оттенки, а также непрерывность движения в природе: небо шевелилось, двига­ лось, содрогалось, колыхались, дрожали звезды. 2 Творческое своеобразие Тургенева-пейзажиста ярче вы ступает благодаря сопоставлению с пейзажным искусствбм его современника Толстого. Романтическая озаренность Тур генева и трезвая простота Толстого, с скромной отчетливостью сказались в изображении такого изменчивого пейзажа, кото­ рый дается в свете ощущений героев в момент их особого ду ­ ховного подъема, экстатического состояния. Пафос романти- 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=