ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Эмоциональный тон восприятия определяет и характер изображаемого природного мира: все детали последнего д а ­ ются с резко выраженной субъективной окраской , раскрываю­ щей психологическое состояние героя. Л е тн я я ночь для Л а в ­ рецкого становится «неожиданно странной» и «так сладко знакомой», поч^и сказочно прекрасной; д аж е «что-то таинст­ венно-приятное» находит он в топоте копыт лошади, «что-то веселое и чудное в гремящем крике перепелок». Природа г ар ­ монически -отвечает радостному и таинственному пробужде­ нию любви в сердце героя и сама окрашивается его настрое­ ниями, как бы вбирает в себя романтику высокого чувства любви/ Это тургеневское завоевание— преломление объективной ; реальности сквозь сильно окрашенное субъективное восприя­ т и е— нашло свое дальнейшее развитие в творчестве Чехова. Душевное состояние Лаврецкого, таинственное и зыбкое, ; не поддается обозначению с помощью слов, логически точных. Невыразимость глубинных движений души героя требует для своего раскрытия особой системы изобразительных средств. Трепет живого чувства, вспышку эмоционального пламени Тургенев доносит до читателя, обращаясь к словам, выра ­ жающим оттенки, полутоны («было что-то таинственно-прият- ' ное», « что-то веселое и чудное»), используя экспрессивные эпитеты, их сцепления, воспроизводящие не столько свойства самих предметов, сколько состояние воспринимающего |-субъект а , лиризм его взволнованного чувства («безмолвная. I ласковая ночь», «благовонная глубина ночи»), Распростра- г. ценный в романтической поэзии прием повторения также спо- j собствует повышению эмоциональности п ей зажа и раскрытию | субъективных реакций героя («ночь, безмолвная, ласковая . . ночь »). При всей конкр.етности и правдивости описания дан- ? ный пейзаж становится, прежде всего, средством выражения лирического чувства героя. Избегая стилистических украшений, сохраняя строгость I линий, Тургенев вместе с тем окутывает пей заж дымкой зага- | дочности и таинственности в соответствии с содержанием \ внутреннего мира Лаврецкого, используя сильные стороны ро­ мантического словоупотребления. В пейзажных картинах Тургенева с наибольшей непосредственностью и отчетли­ востью выступают стилевые особенности реали зма , обогащен­ ного сильной романтической стихией. Пейзаж вовлекается Тургеневым во внутреннее психоло­ гическое действие и становится средством раскрытия душев

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=