ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

потому раскрывались путем использования художественных достижений романтического искусства. В изображении одной и той же сферы жизни, именно идеальных движений души в J соотнесенности с прекрасной природой, проявились особенно­ сти художественного почерка писателей, столь различных и вместе с тем близких. Идейно-творческое своеобразие Тургенева и Толстого и их, преемственные связи с особой силой сказались в их п ей заж ­ ном рисунке, в трактовке процессов природной жизни как неразрывно связанных с внутренней духовной жизнью чело­ века. В нашу задачу не входит рассмотрение роли пейзажа в общем идейно-композиционном плане романов сопоставляе­ мых писателей. Мы ограничимся лишь уяснением значения пейзажа как средства психологической характеристики. 1 Противник романтического способа изображения природы, при котором содержание объективной реальности заслоняется настроением, Тургенев вместе с тем использовал художест­ венные достижения классического романтизма. Оставаясь объективными и верными картинами среднерусской природы, пейзажи Тургенева обогащены лирической тональностью: они даются чаще всего через восприятйе человека и его оценку, принимают отблеск его эмоциональности. Благодаря этой со­ отнесенности £ человеком, природный мир выступает одухо­ творенным, изменчивым, движущимся, окрашенным в тона определенного настроения. Чистый, высокий лиризм сочетает­ ся в пейзажах Тургенева с простотой, точностью и ясностью изображения. В этом отношении Тургенев в какой-то степени продолжал традиции Лермонтова, автора «Героя нашего вре­ мени». Но в отличие от Лермонтова с его разговорно-прозаи­ ческой интонацией Тургенев стремился к музыкальности, приближающей прозу к стиху, достигал художественного со­ вершенства путем использования поэтических средств выра ­ жения, «тайной гармонии стиха» (11, 46) 2. Примером эмоционально действенного пейзажа, озаренно­ го светом высокого романтического чувства, является картина лунной ночи в главе 27 «Дворянского гнезда». Эта картина, представляющая собою точное воссоздание среднерусской природы, изображается через восприятие Л а в ­ рецкого, поклонившегося душевной чистоте русской женщины, ощутившего в самом себе движение зарождающегося чувства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=