ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
II. ТОЛСТОЙ И РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ Г. Б. КУРЛЯНДСКАЯ (Орел) ПЕЙЗАЖ ТУРГЕНЕВА И ТОЛСТОГО. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Эстетически очарованный Тургенев со своим пристрастием к минутам поэтического возвышения над грубой, прозаиче ской действительностью во многом был противоположен эпи чески сосредоточенному Толстому, непримиримому против нику романтизма. Эти замечательные писатели были пред ставителями различных и вместе с тем неразрывно связанных течений в психологическом реализме XIX в. Каждый из них с неповторимым своеобразием осуществлял национально-ис торический принцип реализма: один путем внутреннего ро мантического озарения картин реалистически изображаемой жизни, другой путем .срывания всех и всяческих масок, неук лонного стремления к суровой и трезвой правде о жизни, принципиального отказа от романтической и де али з ации1. «Самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих м а сок»— этими словами В. И. Ленин определил специфику тол стовского обличения. Разумеется, обличительная идейность, связанная с пафосом отрицания социально несовершенного строя жизни, была свойственна и Тургеневу, но в творчестве Толстого она нашла свое особое и преимущественное выр аже ние. С другой стороны, пристрастие Толстого к трезвой пр ав де совсем не противоречило его вниманию к поэтическому началу жизни. В творчестве Тургенева эти состояния поэтиче ского очарования приобрели характер романтической мечты и 6* 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=