ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением...» «Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой соб­ ственный трезер (сокровище)». Изучать бегство французов, по мнению Толстого,—это изу­ чать «значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненого животного». Прослеживая главнейшие мысли авторских отступлений, можно заметить, что они или предваряют последующее худо­ жественное изображение или завершают, а иногда и окайм ­ ляют его. Нередко наиболее сложные и важные мысли авто­ ра повторяются и варьируются, выступая при этом чаще всего в образной форме (дубина войны, тающее французское войско, историческое море, рой пчел и др.). Сложные мысли обусловили, конечно, и многие сложные конструкции речи автора-повествователя. И д аж е замечатель ­ ная образность Толстого-публициста здесь не делает его от­ ступлений простыми и легко уяснимыми. Однако может пока­ заться странным, что в авторских суждениях в целом больше простоты в речевом строе, чем во многих художественных текстах эпопеи. И в этом своя логика, заключенная, нам к а ­ жется, в следующем. Толстой как историк и публицист пере­ дает в отступлениях не процесс раздумий и переживаний, а их результат. Это уже сложившиеся четко и прочно мысли авто­ ра, выстраданные им чувства, вполне определившиеся симпа­ тии и антипатии, чего нельзя сказать о многих художествен­ ных текстах. В авторских отступлениях нет неоформленного течения мысли и чувства; все их оттенки определенны, четки и поэтому проще выражены. Во всем «сквозном монологе» автора, кото­ рый то связан с сюжетом, то вырывается из его рамок, посто­ янно вырисовывается «матерый человечище» с его богатой мыслью и воображением, с его разнообразной речью, в кото- . рой, наряду с очень сложными оборотами, встречаются неред­ ко самые типичные народные речевые обороты с лукавым русским оттенком юмора, иронии и д аже грубоватости. Н а ­ пример: «Идет паровоз... Мужик говорит: черт движет его. Другой говорит, что ...в нем движутся колеса». Или: «Под Красным взяли двадцать тысяч пленных, сотни пушек, какую- то палку, которую называли маршальским жезлом...»; «Дей­ ствие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяна: он больше не понадо­ бится». 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=