ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

симпатии и антипатии, Толстой нередко характеризует обр а з­ но лишь те лица, явления, события, которые сам не при­ нимает и, как правило, высмеивает. Такой прием позволяет читателю глубже задуматься нрд тем, каким же мыслится сам нравственно-эстетический идеал писателя и его единомышлен­ ников — читателей, которыми он дорожит. В этом плане примечательны все те ученые, особенно французы, австрийцы и немцы, которые составляли диспози­ ции, стремясь легко и скоро объяснить и причины войны, и все «гениальные» действия Наполеона, и все события в Европе после разгрома французского нашествия. В постоянной поле­ мике с подобными «мыслителями» все ярче вырисовывается образ самого автора-повествователя. Он часто сближает свои воззрения со взглядами здравомыслящих современников, а среди них больше всего со взглядами самого русского народа. И с этих позиций оцениваются те самонадеянные «ученые», которые даны в образе глупого историка, приведенном нами выше. Разнообразие поэтических средств помогает Толстому обнажить каждую мысль до видимых и даже ощутимых пред­ ставлений, до незабываемых художественных образов. В этом плане замечателен прием аллегорий и олицетворений. Приме­ рами могут служить аллегорический пейзаж «исторического моря Европы», которое бурлило в глубине или «начинает укладываться в свои берега», и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что имен­ но они производят затишье движения. Интересно олицетворение в 39-й главе 2-й части III тома, где оценивается грозный результат Бородинской битвы. Здесь природа выступает обличителем вместе с суровыми раздумья ­ ми самого автора-гуманиста. «Над всем полем, прежде столь весело-красивым , с его блестками штыков и дымами в утрен­ нем солнце, стояла теперь м гла сырости и дыма и пахло странною кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомни­ тесь. Что вы делаете?» Аллегорично изображение корабля, пролагающего след в море, показывающего направление движения, дерева с з асы ­ хающими листьями, которое трясут партизаны. В использовании образных средств автор проявляет уди­ вительное чутье и чувство меры. Каждый образ в отступле­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=