ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

повиноваться. И все повиновались ему. Сделавшись импера­ тором, он опять пошел убивать народ в Италии, Австрии и Пруссии. И там много убил. В России же был император Александр, который решил восстановить порядок в Европе и потому воевал с Наполеоном... И гениального Наполеона по­ бедили и повезли, на остров Елены, вдруг признав его разбой­ ником» (эпилог, ч. 2, гл. I). Пародируя столь беспринципного и самоуверенного исто­ рика, писатель не видит здесь карикатуры: именно так вос­ хваляются подвиги многих мнимых героев, которые подло и коварно на костях безымянных защитников отечества строят себе ’культ величия. По мнению Толстого, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (т. IV, ч. 3, гл. 18). Именно этим великим, принципам следовал автор-повест­ вователь в своих отступлениях, выражая в них многие мысли и чувства с точки зрения народных идеалов. 3 , Важнейшие вопросы философии истории и современности, которые волновали писателя в 50—60-е годы и определили замысел великого произведения, раскрываются, главным об ­ разом, в связи с оценкой войны 1812 г., когда обнажалась вся сущность человека, целых сословий и д аже наций. Нравствен­ ное, общечеловеческое начало, положенное Толстым в основу изображения и оценки грандиозных событий, во многом по­ могло ему придать всему повествованию и описанию особую, S: «этическую эмоциональность, картинность, а значит, и .б о л ь ­ шую действенность. Прекрасное и безобразное в человече­ ском поведении, которое противопоставлено великим гуманис­ том и в художественных эпизодах и в авторских отступлениях, определило все его образные средства, весь пафос художника- мыслителя. Толстой как создатель героического эпоса нигде не высту­ пает спокойным, «нейтральным» и равнодушным писате'лем- эпиком, и это особенно проявляется в его авторских отступле­ ниях, где он говорит сам о своих сокровенных думах. Из всех, уже затронутых нами выше особенностей образного богатства Толстого в его авторских отступлениях, следует, пожалуй, вьп делить, прежде всего, приемы развернутого сравнения, анти­ тезы и параллелизма как составных частей излюбленного автором поэтического сопоставления и противопоставления, , тесно связанных с его «трезвым реализмом», «срыванием ма- 73

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=