ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

на маленькие главы-новеллы вполне соответствует главной идее. Эта форма дает возможность показать, как зло быстро разрастается, захватывая все большее и большее количество людей, если ему есть питательная почва. Зло доходит до своего полного, предельно страшного вы­ ражения; тогда оно останавливается, некоторое время проис­ ходит колебани е— кризис в душе человека, творящего зло; наконец, наступает перелом и движение назад. Развитие идеи добра идет параллельно в душах, в сознании людей и в по­ ступках и действиях их. Эти параллели часто пересекаются, сливаются в единый поток общественных и личных отноше­ ний. Здесь особенно ощущается связь всех явлений. И добро в изображении Толстого не менее многоцветно и зара зитель ­ но, нежели зло. (Вспомним мысль Бал ь з ак а о том, что порок многоцветен, добродетель одноцветна). % Композиция этой повести сложна в том смысле, что здесь имеет место качество, которое можно назвать «жизнь сама себя выражающая», но тут же осуществляется и авторское прямое вмешательство, т. е. «перст указующий», как сказал В. В. Ермилов. В дневнике за 1895 г. Толстой писал: «Жить остается накоротке, а сказать страшно хочется как много...» Вместе с тем структура повести отличается простотой, оче­ видностью всех линий слияния, почти симметричным распо­ ложением всех частей. Толстой писал в дневнике: «Пишу очень небрежно, но интересует меня тем, что выясняется но­ вая форма очень Sobre» (умеренная. 54, 202). Образная структура повести Мы уже ранее сказали, что художественная манера Тол­ стого позднего периода характеризуется удивительной сж а ­ тостью, лаконизмом, когда художник сознательно опускает многочисленные подробности, которые теперь, при четко вы ­ раженной идее, загромождали бы действие и отяжеляли образ. Например, гимназиста Махина автор характеризует очень кратко и емко: «Махин был гимназист с усами. Он иг­ рал в карты, знал женщин, и у него всегда были деньги» (36, 7). Короткий, выразительный диалог дает совершенно точное, почти зрительное впечатление от двух действующих лиц: «— Так что ж, валить? •— сказал Махин, взяв перо и рас ­ правив купон пальцем левой руки. — Д а ведь это нехорошо. — И, вздор какой. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=