ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
на маленькие главы-новеллы вполне соответствует главной идее. Эта форма дает возможность показать, как зло быстро разрастается, захватывая все большее и большее количество людей, если ему есть питательная почва. Зло доходит до своего полного, предельно страшного вы ражения; тогда оно останавливается, некоторое время проис ходит колебани е— кризис в душе человека, творящего зло; наконец, наступает перелом и движение назад. Развитие идеи добра идет параллельно в душах, в сознании людей и в по ступках и действиях их. Эти параллели часто пересекаются, сливаются в единый поток общественных и личных отноше ний. Здесь особенно ощущается связь всех явлений. И добро в изображении Толстого не менее многоцветно и зара зитель но, нежели зло. (Вспомним мысль Бал ь з ак а о том, что порок многоцветен, добродетель одноцветна). % Композиция этой повести сложна в том смысле, что здесь имеет место качество, которое можно назвать «жизнь сама себя выражающая», но тут же осуществляется и авторское прямое вмешательство, т. е. «перст указующий», как сказал В. В. Ермилов. В дневнике за 1895 г. Толстой писал: «Жить остается накоротке, а сказать страшно хочется как много...» Вместе с тем структура повести отличается простотой, оче видностью всех линий слияния, почти симметричным распо ложением всех частей. Толстой писал в дневнике: «Пишу очень небрежно, но интересует меня тем, что выясняется но вая форма очень Sobre» (умеренная. 54, 202). Образная структура повести Мы уже ранее сказали, что художественная манера Тол стого позднего периода характеризуется удивительной сж а тостью, лаконизмом, когда художник сознательно опускает многочисленные подробности, которые теперь, при четко вы раженной идее, загромождали бы действие и отяжеляли образ. Например, гимназиста Махина автор характеризует очень кратко и емко: «Махин был гимназист с усами. Он иг рал в карты, знал женщин, и у него всегда были деньги» (36, 7). Короткий, выразительный диалог дает совершенно точное, почти зрительное впечатление от двух действующих лиц: «— Так что ж, валить? •— сказал Махин, взяв перо и рас правив купон пальцем левой руки. — Д а ведь это нехорошо. — И, вздор какой. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=