ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
что идейное полное содержание писаний Толстого гораздб больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному «христианскому анархизму», как оценивают иногда «систему» его в з глядов»6. Эта ленинская мысль кажется нам очень важной при изу чении основ философии и этико-эстетических идеалов велико го писателя. «Естественный человек» с его здравым умом, предрассуд ками и нравственностью — главный и любимый герой Толсто го. В «Войне и мире» простые люди в тесном общении друг с другом выступают как коллективный герой и в массовых сце нах,- и в раздумьях ведущих героев, и в авторских суждениях. Этот герой является эпической основой произведения и опре деляет его романическую структуру. Автору-повествователю он представляется грандиозным основанием «фигуры конуса» (эпилог, ч. 2, гл. 6) или гигантской «пирамиды людской д е я тельности» (вариант к эпилогу, т. 15, стр. 205). Однако в авторских суждениях эпопеи далеко не все при емлемо. Верно указав на решающую роль народа в нацио нально-освободительной борьбе, на многопричинность войны, «противной человеческому разуму и всей человеческой приро де» (т. III, ч. 1, гл. 1), Толстой приходит далее к ложному вы воду о непознаваемости событий, так как они совершаются при совпадении миллиарда равнозначны х причин, которые в их совокупности не может познать ни солдат, ни полководец. Это неизбежно вело к признанию «провидцрия», к фатализму. И сам хо'р, войны представлялся поэтому стихийным. Его мож но лишь почувствовать, чтобы не помешать ему, но нельзя н а править по воле человека. Ложный идеалистический предрассудок в «мысли народ ной» Л. Толстого близок суеверному мужику, который все не понятное ему в жизни относит без разбора и к судьбе, и к бо гу, и нечистой силе, выр ажа я свои сомнения очень кратко: «Один бог знает», «Сам черт не разберется». Однако великий гуманист и «европейски образованный писатель» сам опровер гает свой фатализм в тех же авторских отступлениях. Отвергая в начале третьего тома все причины войны, кото рые называли историки (как ничтожные по сравнению с мил лиардом причин), он сам объясняет войну новыми причинами, вы деляя при этом-лишь важнейшие из них: «Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполео на было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=