ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
собному уже высказывать многие взгляды своего народа на жизнь, выражать его идеалы и*даже психологию. Неоднократно утверждая, что «нехорошо в беллетристике описание от лица автора», великий реалист в данном случае не мог отказаться от прямых авторских оценок многих лиц, со бытий, мнений, многих «проклятых вопросов» истории и сов ременности, так как они или не имели достаточной актуально сти в начале века или были «непосильны» ни одному из геро ев эпопеи как реальному человеку. И не случайно в основном тексте автор «отнимает» у некоторых из них (Тушин и др.) те философские суждения, которые они «имели» в черновых в а риантах. • Историко-философские взгляды Толстого в эпопее, как ос нова его «мысли народной», очень своеобразны и противоре чивы. Они сложились в 50—60-е годы под влиянием прежде всего самой русской жизни, народной мудрости. Постоянное общение с крестьянами и помещиками по земельным делам, а особенно через Яснополянскую школу и посредничество в пе риод реформы, убеждали Толстого в полном преимуществе простого народа над дворянством и в житейской мудрости, и нравственности, и трудолюбии, и в общности национальных интересов.- I Конечно, отзвуки, а порою существенные влияния на фи лософию Толстого ряда книжных источников ( и среди них трудов великих просветителей XVIII — начала XIX веков и русских демократов, особенно Г е р ц е н а )— несомненны5. Но едва ли философия великого писателя имеет книжное проис хождение, как часто утверждается. Хорошо известно, как ре шительно сам Толстой отвергает большинство историко-фило софских трудов и «систем» своих предшественников и совре менников, особенно тех, в которых игнорировались великие дела народа, его глубинная мудрость, здравый смысл и че ловечность. Именно эта многовековая народная мудрость в оценке жизни, его «опытное» в самом широком смысле сло ва восприятие окружающего, его разум и предрассудки, в том числе и суеверие, нам кажутся основой всего художественно го повествования и внесюжетных авторских отступлений. Ленин, как известно, говорил о кричащих противоречиях во взглядах и творчестве Толстого, отражающих стремление крестьян «уничтожить все старые формы» жизни и найти вер ный путь к «общежитию свободных и равноправных мелких крестьян». При этом Владимир Ильич подчеркивал: «...несомненно, 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=