ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА И ОБРАЗНОЕ БОГАТСТВО АВТОРСКИХ ОТСТУПЛЕНИИ В «ВОЙНЕ И МИРЕ» Л. ТОЛСТОГО А. А, ТИХОВОДОВ (Горький) I 1 Авторские отступления в «Войне и мире» Л. Н. Толстого при беглом их чтении кажутся очень сложными, д аже з апу ­ танными и совершенно обособленными от сюжетных линий и всего художественного повествования. Однако пристальное чтение й вдумчивый анализ этих текстов помогают увидеть в них глубокое волнующее содержание в яркой образной форме, понять их большую принципиальную роль в эпопее. Эти от­ ступления не только озаряют, а порою как бы «просвечивают» изнутри все изображенное в тексте; они дают ясное представ­ ление о великой личности писателя-гуманиста с его противо­ речивой и страстной «мыслью народной»; они помогают т а к ­ же понять, почему сам Толстой в 60-е годы видел в них «плод всей умственной работы» и считал своим открытием, которое «выворочено с болью из... утробы» В новой литературе о «Войне и мире» все смелее ставится вопрос о единстве Толстого-художника и мыслителя, все ре з­ че отвергается ложное суждение о громадных поэтических вершинах и глубоких философских провалах автора-фатали- ста в эпопее. В ряде работ решительно утверждается, что ху­ дожественные образы и «несравненные картины русской жи з ­ ни»2 в «Войне и мире» созданы не вопреки философии автора, которая казалась очень субъективной и «кустарной», а на ос­ 66

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=