ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Статьи и материалы. 1910—1960», Тула, 1960; И. Е. Г р и н е в а . Мастер ство Л. Н. Толстого-обличителя в произведениях 900-х годов, В кн.: «Тол стовский сборник», Тула, 1962; Е. П. А н д р е е в а . Мастерство Л. Н. Толстого в создании образа положительного героя (на примере «Крейце- ровой сонаты»), В кн.: «Толстовский сборник», Тула, 1964 и др. 2 М. Г о р ь к и й . История русской литературы. М.,1939, стр.252—253. 3 «Л. Н. Толстой в воспоминанияхсовременников», т. 1, М., Гослит издат, 1955, стр. 232. 4 М. Г о р ь к и й . История русской литературы, стр. 296. 1 5 Т а м ж е , стр. 4. 6 Т а м ж е , стр. 253—254. 7 «Л. И. Толстой и В. Стасов. Переписка 1878—1906». Л., Изд-во «Прибой», 1929, стр. 236. 8 Л. Н. Т о л с т о й . Полное собрание сочинений в 90 томах (юбилей ное издание). М., Гослитиздат, 1928— 1958. Все ссылки даются на это изда ние с указанием тома и страницы. 9 А. П. Ч е х о в. Собрание сочинений в 12 томах, т. 12, М., Гослит издат, 1957, стр. 61. 19 Следует обратить внимание на само понимание Толстым «деятель ной жизни» и «деятельного человека». Имея в виду книгу Н. Н. Страхова «Мир как целое. Черты из науки о природе», которую он впервые прочи тал еще по выходе ее в свет в 1872 г. и которую «вновь перечитал на днях и перечитал, как новое», Толстой писал критику в начале января 1876 г.: «Я совсем не согласен с вами о делении людей на деятельных и пассивных и о том значении, которое вы придаете тем и другим. Виноват, ьб я слышу тут отголосок неудавшейся мысли Григорьева о хищных и смирных типах, которой я никогда не понимал. Само деление неправиль но. Противоположное смирному есть бунтующий или горящий, но не хищ ный Главное же, сама мысль неверна. Тут вы платите дань, несмотря на ваш огромный, независимый ум, дань Петербургу и литературе. Вы гово рите: лучшие силы недеятельны, а те деятельны. Д а ведь это только в литературе... А в (маленькой штучке) в жизни? Кто пашет, сеет, нани мает, торгует, распределяет деньги, ездит, набирает солдат, командует, главное, рожает и воспитывает себе подобных и лучших? Все недеятель ные, пассивные люди. Это совсем, совсем неверно» (62, 236—237). ч П. Б и р ю к о в . Художественные произведения Л. Н. Толстого, как отражение его мировоззрения. «Северные записки». 1913, № 8, стр. 123. Первый набросок о Хаджи-Мурате, озаглавленный «Репей», был написан Толстым в Шамординском монастыре 12— 14 августа 1896 г. >2 С. Б ы ч к о в , —Л. Н. Толстой. Очерк творчества. М., Гослит издат, 1954, стр. 465—466. >3 «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников», т. 2, стр. 99. 14 М. Г о р ь к и й . История русской литературы, стр. 186. >5 О том, как эти записи Толстого нашли отражение в последующих художественных произведениях, в частности в драме «Живой труп», см. нашу статью «Драма «Живой труп» (эволюция замысла)» в кн.: «Л. Н. Толстой. Статьи и материалы», 5, Горький, 1963, стр. 99— 118. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=