ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Статьи и материалы. 1910—1960», Тула, 1960; И. Е. Г р и н е в а . Мастер­ ство Л. Н. Толстого-обличителя в произведениях 900-х годов, В кн.: «Тол­ стовский сборник», Тула, 1962; Е. П. А н д р е е в а . Мастерство Л. Н. Толстого в создании образа положительного героя (на примере «Крейце- ровой сонаты»), В кн.: «Толстовский сборник», Тула, 1964 и др. 2 М. Г о р ь к и й . История русской литературы. М.,1939, стр.252—253. 3 «Л. Н. Толстой в воспоминанияхсовременников», т. 1, М., Гослит­ издат, 1955, стр. 232. 4 М. Г о р ь к и й . История русской литературы, стр. 296. 1 5 Т а м ж е , стр. 4. 6 Т а м ж е , стр. 253—254. 7 «Л. И. Толстой и В. Стасов. Переписка 1878—1906». Л., Изд-во «Прибой», 1929, стр. 236. 8 Л. Н. Т о л с т о й . Полное собрание сочинений в 90 томах (юбилей­ ное издание). М., Гослитиздат, 1928— 1958. Все ссылки даются на это изда­ ние с указанием тома и страницы. 9 А. П. Ч е х о в. Собрание сочинений в 12 томах, т. 12, М., Гослит­ издат, 1957, стр. 61. 19 Следует обратить внимание на само понимание Толстым «деятель­ ной жизни» и «деятельного человека». Имея в виду книгу Н. Н. Страхова «Мир как целое. Черты из науки о природе», которую он впервые прочи­ тал еще по выходе ее в свет в 1872 г. и которую «вновь перечитал на днях и перечитал, как новое», Толстой писал критику в начале января 1876 г.: «Я совсем не согласен с вами о делении людей на деятельных и пассивных и о том значении, которое вы придаете тем и другим. Виноват, ьб я слышу тут отголосок неудавшейся мысли Григорьева о хищных и смирных типах, которой я никогда не понимал. Само деление неправиль­ но. Противоположное смирному есть бунтующий или горящий, но не хищ­ ный Главное же, сама мысль неверна. Тут вы платите дань, несмотря на ваш огромный, независимый ум, дань Петербургу и литературе. Вы гово­ рите: лучшие силы недеятельны, а те деятельны. Д а ведь это только в литературе... А в (маленькой штучке) в жизни? Кто пашет, сеет, нани­ мает, торгует, распределяет деньги, ездит, набирает солдат, командует, главное, рожает и воспитывает себе подобных и лучших? Все недеятель­ ные, пассивные люди. Это совсем, совсем неверно» (62, 236—237). ч П. Б и р ю к о в . Художественные произведения Л. Н. Толстого, как отражение его мировоззрения. «Северные записки». 1913, № 8, стр. 123. Первый набросок о Хаджи-Мурате, озаглавленный «Репей», был написан Толстым в Шамординском монастыре 12— 14 августа 1896 г. >2 С. Б ы ч к о в , —Л. Н. Толстой. Очерк творчества. М., Гослит­ издат, 1954, стр. 465—466. >3 «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников», т. 2, стр. 99. 14 М. Г о р ь к и й . История русской литературы, стр. 186. >5 О том, как эти записи Толстого нашли отражение в последующих художественных произведениях, в частности в драме «Живой труп», см. нашу статью «Драма «Живой труп» (эволюция замысла)» в кн.: «Л. Н. Толстой. Статьи и материалы», 5, Горький, 1963, стр. 99— 118. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=