ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Толстой хорошо ощущал эти «хрипы» в собственных произве­ дениях, и ему менее всего хотелось прикрывать главное в ху­ дожественном произведении — «душу автора» — выработан ­ ными литературными приемами (53, 111). Но он постоянно думал над тем, как внести «поправки ясные написанному ху­ дожественному». 17 августа 1904 г., намечая программу своей работы, Толстой записал в дневнике: «Сейчас думал о том, что решительно надо оставить мысль отделывать свои сочи­ нения. А надо писать то, что уясняется в голове по разным от­ делам: 1) мудрости — религии — философии; 2) художествен­ ных вещей: а) Воскресенья, б) Декабристов, Николая, в) по­ правки ясные написанному художественному; 3) Воспомина­ ния» (55, 76). Несомненно, что к числу «написанных художе­ ственных произведений» Толстой относил и драму «Живой труп» и повесть «Хаджи-Мурат». Что же касается самой цельности художественного произ­ ведения, то Толстой придерживался вполне определенного мнения на этот счет. В 1894 г. он говорил В. Г. Черткову: «Во всяком художественном произведении важнее, ценнее и всего убедительнее для читателей собственное отношение к жизни автора и все то в произведении, что написано на это отношение. Цельность художественного произведения заключается не в единстве замысла, не в обработке действующих лиц и т. п., а в ясности и определенности того отношения самого автора к жизни, которое пропитывает все произведение» 2|. Он намере 1 вался переделать и драму «Живой труп», и повесть «Хаджи- Мурат», и другие произведения тех лет, но, не найдя в них своего «ясного», «определенного» отношения, твердо решил не предавать их гласности. П Р И М Е Ч А Н И Я 1 В. Т. П л а х о т и ш и н а . Художественное мастерство Л. Н. Толсто­ го в романе «Воскресение». Киев, 1958; Я- С. Б н л и н к и с . 0 творчестве Л. Н. Толстого. Л., «Советский писатель», 1959; В. А Ж д а н о в . Твор­ ческая история романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Материалы и наблю дения. М.. «Советский писатель», 1960; Б. М е й л а х. Уход и смерть Льва Толстого М.—Л., Гослитиздат, I960; Э. М а г а з а н н и к. Мировоззрение и метод Л. Т о л с т о г о в повестях последнего периода творчества. «Труды Самарканд, гос. ун-та», новая серия, № 112, 1961; Л. Д. О п у л ь с к а я . Психологический анализ в романе «Воскресение». В кн.: «Толстой-худож- ник», М., Изд-во АН СССР, 1961; Е. Л о з о в с к а я . Нравственный идеал и художественный метод Л. Н. Толстого. Толстой и Щедрин. «Уч. зап. Магнитогорск, пед. ин-та», вып. 15, 1963; А. И. П о п о в к ин . Творчество Л. Н. Толстого в последние годы жизни. В кн.: «Яснополянский сборник.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=