ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ниями его художественной совести, являлось «нарушением требований совести (воли Бога)», так как он считал более важным делом проповедь «истинной веры» в своей непосред­ ственной форме. Художественная работа, по его мнению, не приносит непосредственного добра. Поэтому он так реши­ тельно противопоставляет в это время художественной работе другую работу (в частности'— публицистическую), хотя его неизменно «влекло» к работе художественной. Толстой писал в дневнике 19 июля 1896 г.: «Вчера шел в Бабурине и невольно (скорее избегал, чем искал) встретил 80-летнего Акима пашущим, Яремичеву бабу, у которой в дво­ ре нет шубы и один кафтан, потом Марью, у которой муж з а ­ мерз и некому рожь свозить, и морит ребенка, и Трофим, и Халявка, и муж и жена умирали, и дети их. А мы Бетховена разбираем, и молился, чтобы Он избавил меня от этой жизни. И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не мо­ гу, но ненавижу себя и свою жизнь» (53, 102). Поэтому можно сказать, что к кричащим «несоответстви­ ям» его жизни с его верованиями, к его стремлению достичь в этом вопросе «хоть не полного согласия» или хотя бы избе­ жать этого «кричащего разногласия своей жизни с своими ве­ рованиями, с своей совестью» (отметим и здесь те же «требо­ вания совести»! — 84, 228—229) прибавились не менее> сл ож ­ ные «несоответствия» творческого характера. По-видимому, эти «несоответствия» Толстого, как человека и художника, хо­ рошо понял Горький. Впоследствии, в своих заметках о Тол­ стом, он говорил, что Толстой в Ясной Поляне (во время п ер ­ вой встречи в начале 1900 г.) казался ему «человеком, которо­ му все известно и больше нечего знать,— человеком решенных вопросов». А через некоторое время (после встречи с Толстым в Гаспре в 1901— 1902 гг.) у Горького сложилось иное пред­ ставление о нем. «Хотя и много он говорит на свои обязатель ­ ные темы,— замечал М. Горький,— но чуется, что молчит еще больше. Иного — никому нель зя сказать. У него, наверное, есть мысли, которых он боится» (курсив мой.— В. О.) 18. Д е й ­ ствительно, у Толстого были мысли, «которых он боялся», ко­ торые не решался высказать вслух. * * * С творческими поисками Толстого последнего периода не­ посредственно связан вопрос о том, почему он не печатал «Хаджи-Мурата», «Живой труп» и другие произведения, во­ прос о том, закончены эти произведения в художественном от­ 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=