ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ни» — «И свет во тьме светит». — В. О.) и продолжение «Вос кресения» (54 ,65 ). Примерно в то же время он говорил Вл. И. Немировичу-Данченко, что пьеса — «б ало в ство»16. И как закономерное следствие всего этого — дневниковая запись 15 декабря №00 г.: «Прошел мимо лавченки книг и вижу «Крейцерову сонату». И вспомнил: и «Крейцерову сонату», и «Власть тьмы», и д аже «Воскресение», я писал без всякой ду мы о проповеди людям, о пользе, и между тем это, особенно «Крейцерова соната», много принесло пользы. Не то ли и с Трупом?» (54, 72). Как известно, последователи учения Тол стого объявили «Живой труп» «антитолстовской пьесой» 17. Этот факт можно объяснить лишь одним: пьеса «Живой труп» не только противоречила устоявшимся канонам толстовского учения, но была непохожа (как и многие другие произведе ния Толстого, опубликованные после его смерти) на предше ствующие его произведения, во многом выпадала из его (т ак же привычной для современников) эстетической системы. Однако вернемся еще раз к дневниковой записи 21 августа 1900 г., в которой Толстой писал, что работа над «Живым трупом» не приводит к сознанию, что это — «дело Божие». Что разумел Толстой под этим? Какой смысл вкладывал он в слова «дело Божие»? Д ля разрешения этого вопроса сошлем ся на дневниковую запись от 30 октября 1896 г.: «Хотел запи сать, это — то, что когда человек становится в необходимость выбора между делом, явно полезным другим, но с нарушени ем требований совести (воли Бога), то дело ведь только в бли зорукости, в том, что человек видит в ближайшем времени то добро, которое произойдет от его поступка, если он нарушит волю Бога, но не видит в более отдаленном времени того, в бесконечное число раз большего добра, которое произойдет от воздержания от этого поступка и исполнения воли Бога... В том и дело, что для дела Божья и для человека, совершающе го дела Божии, нет времени. Человек не может не представ лять себе все во времени и потому, чтобы правильно судить о значении дела Божьего, он должен представлять себе его в очень отдаленном, даже бесконечном» (53, 111— 112). Как ви дим, Толстой последовательно заменяет одно словесное опре деление другим, стремясь найти точную формулировку. Все его определения «воли Бога», «дела Божия» и т. д., в сущно сти,— слова, затемняющие простое понятие «требований сове сти», человеческой и, добавим, художественной. С этой точки зрения все то, что он делал в «Живом трупе» и других произ ведениях последнего периода, не согласовывалось с требова 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=