ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

сцен и картин: действие происходит в кабинете министра, в тюрьме, в гостиной барского дома, на деревенской улице н т. д. Меняются события, меняются и светотени, но нити св я ­ зей проходят через все повествование. Толстой отбрасывает всевозможный хитросплетения между частями, главами, эпи­ зодами в повести; он игнорирует традиционные правила ста­ рой поэтики о необходимости экспозиции в начале произведе­ ния, о невидимом сочетании и следовании событий. Весь материал, группирующийся вокруг фальшивого ку­ пона, Толстой располагает по контрасту, не стесняясь прямой связи событий, составляющих всеобщий социальный конфликт между власть имущими и простым народом. Любопытно, что глава I первой части начинается, казалось бы, с невинной домашней ссоры в семействе председателя ка ­ зенной палаты Федора Михайловича Смоковникова. Но раз возникнув, зло выходит за рамки семейных отношений. Р ож ­ дение на свет фальшивого денежного знака дает толчок к дальнейшему развитию всех связей и противоречий между людьми различных сословий. Весь материал четко распадается на две почти равные части: в первой показано, «как зло разрасталось», во вто­ р о й— «как оно пресеклось». Связь между главами осуществ­ лялась по-разному. Иногда Толстой прибегает к своему из­ любленному приему: «между тем...», «в то время как...». Эти прямолинейные, но четкие связки способствуют проявлению авторской оценки. После главы XIII, посвященной истории дворника Василия, следующая глава начинается словами: «Между тем Иван Миронов стал ловким, смелым и успешным конокрадом» (36, 22). Глава кончается тем, что Ивана Миро­ нова мужики убивают. Между XIV и XV главами есть прямая связь. XV глава начинается так: «Убийцу Ивана Миронова суди­ ли. В числе этих убийц был Степан Пелагеюшкин» (36, 23). Глава написана в лаконичной манере и дает исчерпывающую картину всех причин и следствий. В середине первой части в действие вступает Степан П е л а ­ геюшкин, развитие характера которого идет какими-то толч­ ками от одного важного поворотного события до другого: убийство конокрада Ивана Миронова, тюрьма, грабежи и убийства после тюрьмы и, наконец, последнее убийство Марии Семеновны. Действие, сплетение'событий развивается по во з­ растающей степени напряжения, завершаясь кульминацион­ ным моментом — убийством женщины. Разделение материала 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=