ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Стало также привычным и утверждение, что герои Толсто го ищут успокоения в религии, что в ней они видят наиболее разумное средство разрешения «еще не решенных» вопросов жизни, что только такие герои являются для Толстого наибо лее полными выразителями его положительного идеала. Од нако многие факты не укладываются в прокрустово ложе этой схемы. Обратимся к некоторым конкретным примерам. 25 июня 1889 г. Толстой записал в дневнике: «...Думал о повести о человеке, всю жизнь искавшего доброй жизни и в науке, и в семье, и в монастыре, и в труде, и в юродстве и уми рающего с сознанием погубленной, пустой, н.еудавшейся жи з ни...» (50, 99). Более подробно дневниковая запись была р а з вита Толстым в письме к В. И. Алексееву от 22 августа 1889 г. (64, 299). Его герой мог «даже пойти на время в православие, в монастырь», но находит там, по словам самого автора, одно лицемерие. Однако возникает другой вопрос: ведь герои Тол стого могли, в соответствии с убеждениями автора, искать ус покоения в какой-либо другой религии, например, в сектант стве. Это тоже не происходит. И не случайно. Отрицательное отношение Толстого к сектантству выразилось уже в романе «Воскресение». Еще более красноречиво, на наш взгляд, х а рактеризует это отношение дневниковая запись от 9 февраля 1894 г., в которой Толстой пишет о впечатлении, произведен ном на него крестьянином-сектантом Е. М. Ешенко: «Этот очень понравился всем нам. А мне был особенно интересен тем, что уяснил мне смысл сектантства. Он старший был и от казался. Все молокане, штундисты одинаково организованы и заимствуют свою организацию друг у друга. Та же внешняя обрядность и подчиненность власти, как и у православных, и потому то же подобие благочестия, т. е. лицемерие» (52, 111). Если в письме В. И. Алексееву Толстой говорил о лицеме рии православия, то теперь, сравнивая сектантство с право славием. он пришел к выводу о лицемерии всех религиозных организаций 15. Этим и объясняется, по-видимому, то немаловажное об стоятельство, что Федор Протасов совершенно свободен от ка ких-либо религиозны х исканий. Федора Протасова объясняют слова Толстого о самом себе, о собственных поисках «смысла жизни». «Убедившись в том,— писал Толстой Н. Н. Страхову еще 30 ноября 1875 г.,— что отчаяние мое происходило не от свойства самой жизни, а от моего взгляда на нее, я стал отыс кивать тот взгляд на жизнь, при котором уничтожалась бы кажущаяся бессмыслица жизни» (62, 228). Подобное пред 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=