ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ной жизни» приходит не к патриархальному крестьянству, с позиций которого Толстой проповедовал свои теории в послед­ ний период жизни (М. Горький справедливо замечал, что «бунтующего мужика» 14 у Толстого нет), а к простым людям из народа, к цыганам, символизирующим вольный, не опреде­ ляемый никакими официальными законами образ жизни. Из сказанного не следует, конечно, что в цыганском образе жизни Толстой видел в этот период положительную основу для своей общей программы. Однако обращение к цыганам, к их воль­ ной жизни было далеко не случайным. Видимо, сам Толстой в какой-то мере начинает осознавать и ощущать новые неувяз­ ки, новые противоречия в своей системе взглядов. Еще 30 ию­ ля 1896 г. он писал в дневнике: «Свободен только тот, кому ни­ кто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Та ­ кое дело есть только одно: любить» (53, 103). А р а н е е— 19 июля 1896 г. он записал: «Еду от Чертковых 5 июля. Вечер и красота, счастье, благо во всем. А в мире людей? Жадность, злоба, зависть, жестокость, похоть, разврат... Когда будет в людях то же, что в природе? Там борьба, но честная, простая, красивая. А тут подлая. Я знаю ее и ненавижу, потому что сам человек. (Не вышло)» (53, 101). Такой своеобразный поворот концепции «естественной жизни» и свободного «естественного человека», живущего деятельной «жизнью духа», явился чем- то новым в творческой практике Толстого. Этот новый аспект художественного повествования был необычен для него, «вы­ падал» из его общих теоретических построений, он «кричаще» противоречил им, был непривычен для большинства современ­ ников и совершенно неприемлем для последователей учения Толстого. Напомним, кстати, что посмертная публикация про­ изведений Толстого вызвала острое недовольство толстовцев, считавших эти произведения «нетолстовскими», а публика­ цию «Живого трупа»- рассматривавших как «кощунство над памятью» писателя. Может быть, эта реакция и была наибо­ лее красноречивым подтверждением того, что явно обнару­ живаемые тенденции в этих произведениях не согласовыва­ лись с традиционным представлением о Толетом как писате­ ле. Ничем другим нельзя объяснить столь дружное неприятие произведений Толстого, опубликованных в 1911 г. Такое отно- . шение к ним в те годы имело свое оправдание, так как совре­ менникам писателя не были известны многие материалы, р а с ­ крывающие сущность творческих исканий позднего Толстого. И потому публикация произведений Толстого в 1911 г. была подобна грому среди ясного неба и вызвала вполне естествен­ ный протест. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=