ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Толстого последнего периода, на тот максимализм нравствен ных требований его героев, которые определяют и их общую жизненную позицию и, в конечном счете, структуру характе ров в произведениях последних лет. С. Бычков справедливо писал: «Хаджи-Мурат у Толсто го— детски простодушен, но вместе с тем силен, ловок, невероятно жизнестоек; он человек действия и неиссякаемой энергии. Эти черты и привлекли вни мание писателя к его личности». Однако далее исследователь замечает: «Но эта характеристика скорее психологическая, и ее недостаточно для полной оценки образа Хаджи-Мурата. Ведь Хаджи-Мурат был виднейшим участником реакционно националистического движения, проходившего под флагом мюридизма. И хотя Толстого с его морально-этическими взглядами и концепцией «естественного человека» менее всего интересовала социально-историческая характеристика личнос ти Хаджи-Мурата, тем не менее из ряда скупых деталей мы узнаем об отрицательной оценке им образа героя именно в этом плане» 12. С. Бычков, таким образом, всё сводит к «мо рально-этическим взглядам» и концепции «естественного че ловека», усматривая в этом лишь «слабость» писателя. Оста вим сейчас в стороне толстовскую концепцию «естественного человека»: это предмет особого и очень серьезного разгово ра. Отметим лишь, что в повести «Хаджи-Мурат» Толстой был бесконечно далек от проповеди «морально-этических взгля дов», понимаемых в традиционном плане. Это подтверждает ся, в частности, свидетельством П. А. Сергеенко. 22 сентября 1902 г. он записал весыйа примечательную беседу с Толстым: «Рассказывает, что кончил сегодня «Хаджи-Мурата». Я гово рю: «Вы, конечно, говорите им что-нибудь?» — «Нет, пред ставьте, меня у в л е к ла чисто художественная сторона» 13 (кур сив мой — В. О.). Нетрудно заметить в вопросе П. А. Серге енко желание услышать от Толстого признание в том, что он и в этом новом произведении «проводит» какую-либо триви ально-привычную морально-этическую идею. Толстого, как видим, «увлекло» совершенно другое. «Чисто художественная сторона» — это как раз и есть выражение социально-психоло гического интереса Толстого. С точки зрения такого аспекта художественного интереса писателя заслуживает самого пристального внимания факт, что Хаджи-Мурат и Федор Протасов не совсем похожи на обычных толстовских героев. В первую очередь важным пред ставляется то, что, скажем, Федор Протасов в поисках «истин 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=