ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
с заблестевшими глазами, он сказал: «Я писал Хаджи-Мура та...» Он вспоминает испытанное наслаждение и стыдится признаться в н ем » 11. Это очень характерное свидетельство биографа Толстого. Казалось бы, что пребывание у сестры в монастыре должно было настроить Толстого на соответст вующий лад, но, как видим, его мысли занимает личность, психологическая сущность которой никоим образом не согла совывалась ни с монастырской обстановкой, ни с его собст венными идеями христианского смирения, которые, как впол не естественно предположить, могли быть усилены именно этой монастырской обстановкой. Интересно, что о работе над первой редакцией «Хаджи-Мурата» в Шамординском монас тыре Толстой говорил П. Бирюкову много лет спустя, но и одного лиШь воспоминания об «испытанном наслаждении» от тркой работы было достаточно для того, чтобы он «сконфу зился» как от воспоминания, которое представлялось ему греховным. Но именно этот «грех», в котором он «стыдится признаться» и себе и людям, и свидетельствовал о тайных, но интенсивных раздумьях Толстого о личности какого-то со вершенно иного психологического типа. Следует заметить также, что двойственно-противоречивое отношение к Хаджи- Мурату как личности сохранилось у Толстого на всем протя жении длительной работы над повестью. Так, например, 18 марта 1902 г. Толстой сообщал П. А. Буланже: «Лежу и ничего не делаю и совершенно неожиданно для меня все обдумываю самую неинтересную для меня вещь — Хаджи- Мурата» (73, 220). Как видим, Толстого привлекают характеры сильные и цельные в своей психологической сущности. Одни из них (Протасов) находят в себе силы для сопротивления очру жающему злу, но именно в этом сопротивлении и растрачи вают все лучшие качества своей натуры. Лучшим средством борьбы против существующего зла жизни они считают неуча стие в этом зле, отстранение от него. Но этого оказывается недостаточно. Позиция, которую они занимают, неизбежно ве дет их к гибели. Другие, подобно Хаджи-Мурату, поднявшись на борьбу «за свободу личности», «дорого продают свою жизнь» (35, 6) — погибают в борьбе. Разумеется, мы не касаемся сейчас характера тех идеалов, за которые борются толстовские герои. Эго — другой вопрос, с совершенно иной стороны проясняющий творческий метод Толстого. Важно, однако, обратить внимание на те огромные психологические изменения, которые произошли с героями 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=