ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
В. В. ОСНОВИН (Арзамай) К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ Л . ТОЛСТОГО ПОСЛЕДНЕГО ПЕРИОДА Творчество Толстого, как известно, характеризуется по стоянными исканиями. Особенно интенсивны были искания писателя в последний период, после духовного кризиса. Не случайно этот период привлекает все большее и большее вни мание исследователей1. При определении основных направлений художественных исканий позднего Толстого необходимо учитывать всю сово купность его многогранного творческого наследия. Однако особое значение для выяснения новых художественных тен денций имеют произведения Толстого, не опубликованные при жизни писателя. В них с наибольшей полнотой проявились те особенности, которые позволяют говорить об отличитель ных чертах реализма позднего Толстого, о тех противоречиях в его художественной системе, которые явно ощущались со временниками и которые истолковывались (при первой пуб ликации их в 1911 г.) как наиболее яркое доказательство от ступления от привычных морализаторских доктрин «великого старца». Разговор об этом теперь, много лет спустя, может быть, и не представлял бы интереса, если бы отголоски подоб ной трактовки этих произведений не встречались и по сей день. И теперь довольно часто (особенно в* общих работах о Толстом) встречается недооценка этой группы толстовских произведений. Тем самым как бы признается их художествен ная незавершенность и неполноценность. Вполне естественно поэтому продолжить разговор о неко торых новых тенденциях в творчестве Толстого последнего 4* 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=