ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

В. В. ОСНОВИН (Арзамай) К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ Л . ТОЛСТОГО ПОСЛЕДНЕГО ПЕРИОДА Творчество Толстого, как известно, характеризуется по­ стоянными исканиями. Особенно интенсивны были искания писателя в последний период, после духовного кризиса. Не случайно этот период привлекает все большее и большее вни­ мание исследователей1. При определении основных направлений художественных исканий позднего Толстого необходимо учитывать всю сово­ купность его многогранного творческого наследия. Однако особое значение для выяснения новых художественных тен­ денций имеют произведения Толстого, не опубликованные при жизни писателя. В них с наибольшей полнотой проявились те особенности, которые позволяют говорить об отличитель­ ных чертах реализма позднего Толстого, о тех противоречиях в его художественной системе, которые явно ощущались со­ временниками и которые истолковывались (при первой пуб­ ликации их в 1911 г.) как наиболее яркое доказательство от ­ ступления от привычных морализаторских доктрин «великого старца». Разговор об этом теперь, много лет спустя, может быть, и не представлял бы интереса, если бы отголоски подоб­ ной трактовки этих произведений не встречались и по сей день. И теперь довольно часто (особенно в* общих работах о Толстом) встречается недооценка этой группы толстовских произведений. Тем самым как бы признается их художествен­ ная незавершенность и неполноценность. Вполне естественно поэтому продолжить разговор о неко­ торых новых тенденциях в творчестве Толстого последнего 4* 51

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=