ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

менное, телесное и отсутствие высшего, духовного, подлинно человеческого. Тем отвратительнее искусство, скрывающее от людей истинную сущность индивидуализма и тщеславия, гу­ бительного для миллионов людей, а следовательно, и проти­ воестественного. Толстой в «Войне и мире» утверждает вслед за Пушкиным, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». В «Войне и мире» он следует пушкинскому принципу соединения исто­ рической точности и художественного вымысла, требуя всегда правды от искусства, ибо «ложь уничтожает всю связь между явлениями, порошком все рассыпается» (62, 308). В «Войне и мире» везде соблюдена «известная иерархия», т. е. «гармоническая правильность распределения предметов», которая, по мнению Толстого, у Пушкина «доведена до совер­ шенства» (62, 22). Толстой считал, что главное — «в располо­ жении частей относительно фокуса» (62, 441). И на огромном эпическом полотне каждый мазок оказался необходимым для того, чтобы выразить любимую автором «мысль народную вследствие войны 1812 года». Мысли Толстого рб искусстве, пронизывающие всю худо­ жественную ткань романа-эпопеи, имеют непреходящее об­ щечеловеческое значение. Писатель утверждает огромную общественную роль искусства как фактора нравственного вос­ питания человека, как стимула его духовного развития и рос­ та при условии, что это искусство настоящее. Любовь к искус­ ству открывает человеку возможности познавать прекрасное в себе самом и окружающем мире; если люди не испорчены паразитической жизнью, то они способны оценить истинную красоту, но это обогащает нравственно только тогда, когда они не смотрят на искусство как на средство бездумного р а з ­ влечения. Если искусство не возвышает, то оно унижает человека, и такое ложное, фальшивое искусство Толстой зло высмеивает, сатирически разоблачая и тех, кто его создает, и тех, кто ис­ пытывает его тлетворное влияние. Никакая школа, выучка, техника не могут заменить подлинного вдохновения, без кото­ рого невозможно создать произведение искусства. Живописец, актер, музыкант, певец, танцор только тогда становятся х у ­ дожниками, когда им удается разбудить в зрителях или слу­ шателях «чувства добрые». 4 Заказ 8917 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=