ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Правда искусства не адэкватна правде жизни, но, по мысли Толстого, призвана служить утверждению последней, поэтому, будучи фальшивым, искусство оказывает вредное влияние на общественные нравы. Автор «Войны и мира» разоблачает неестественность, ходульность на сцене и актер­ ство в жизни. С этой точки зрения интересно проследить еще некоторые «внутренние сцепления» образов и обстоятельств в романе- эпопее. Лож ь и лицемерие, прикрывающие равнодушие к лю ­ дям, жестокость и цинизм, которые пронизывают всю свет­ скую жизнь, накладывают на нее отпечаток бездушия и теат­ ральности. В самом начале «Войны и мира» появляются «приличьем стянутые маски», которые живут и движутся как части слож ­ ной машины. Толстой пишет об «игре в энтузиастку» Анны Павловны Шерер; о Билибине, владевшем искусством подби­ рать и распускать кожу на своем лице; наконец, о манере го­ ворить князя Василия Курагина: «Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы» (9, 5). Впоследствии писатель выводит князя Василия на сцену, охарактеризовав его как человека, славившегося искусством чтения, и сразу же дает понять читателю,-в чем состояло это искусство: «Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие — ропот» (12, 4). Такая характеристика очень напо­ минает отзывы о бессмысленном чтении м-ль Жорж . «У Анны Павловны 26-го августа, в самый день Бородин­ ского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвещенного, написанного при посыл­ ке Государю образа Преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического, духовного красно­ речия» (12, 3—4). Толстой едцо высмеивает придворных аристократов, н а ­ девших в 1812 г. «патриотические маски». Письмо преосве­ щенного столь же мало может способствовать пробуждению истинного патриотизма' как и чтение французских стихов Р а ­ сина; то и другое в условиях Отечественной войны ненужно и отвратительно. Толстой подчеркивает свою мысль убийствен­ ным комментарием, сопровождающим отрывки из письма преосвещенного и относящимся к манере чтения князя Васи­ лия: «Всемилостивейший государь император! — строго про­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=