ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
леона с герцогом Энгиенским на квартире м-ль Жорж . Анек дот имеет определенный политический оттенок: герцог Энги- енский — жертва жестокости изверга Наполеона, ненавист ного французским аристократам, которым хочется верить в недолговечность его господства. М-ль Жо рж — любовница Наполеона и не только Н апо леона. Образ ее Толстым сразу нравственно снижен. Появле нию м-ль Жорж в романе как актрисы предшествует автор ское сообщение о том, что Анатоль Курагин, как говорили, «был в близких сношениях» с главою французских актрис m-lle Georges. Толстой старается вызвать у читателя отвраще ние к м-ль Жорж как к женщине, подчеркивая ее толщину, и как к актрисе, подчеркивая ее ненатуральность: «М-11е Geor ges с оголенными, с ямочками тостыми руками, в красной шали, надетой на одно плечо, вышла в оставленное для нее пустое пространство между кресел и остановилась в ненату ральной позе. Послышался восторженный шепот. М-1 le Georges строго и мрачно оглядела публику и начала говорить по-французски какие-то стихи, где речь шла о ее преступной любви к своему сыну. Она местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, мес тами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза» (10, 338). И все это воспринимается в гостиной Элен как восхититель ное, божественное, чудесное, причем всеобщее заблуждение распространяется и на старого графа Ростова, хотя он хоро шо знает, чего стоит общество, собравшееся на вечере. На таша утрачивает свою внутреннюю прозорливость и не посредственное чувство нравственной чистоты, всегда отде лявшее ее от светской толпы, и, сливаясь с толпой, теряет свою способность верно оценивать окружающее. Именно на этом обстоятельстве Толстой сосредоточивает внимание чита теля, выступая от собственного авторского лица. Он пишет: «Наташа смотрела на толстую m-lle Georges, но ничего не слышала, не видела и не понимала ничего из того, что д ел а лось перед ней; она только чувствовала себя опять вполне безвозвратно в том странном, безумном мире, столь далеком от прежнего, в том мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно» (10, 338). Толстой в последний раз упоминает о м-ль Жорж , конста тируя факт ее отъезда «после нескольких приемов д еклам а ции» (10, 338). И в этой «нейтральной» фразе содержится та же оценка, которая была дана современниками и позднее Пушкиным, назвавшим м-ль Жо рж «бездушной французской актрисой» 22. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=