ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Композиция повести Композиция многих произведений позднего Толстого строится на столкновении двух начал: добра и зла, взятых в их социальной обусловленности. Заранее скажем, что, на наш взгляд, Толстой уже давно перестал смотреть на добро и зло, как на отвлеченные категории, определяющие только внут­ ренний облик человека; теперь, после идейного перелома, Толстой видит значение социально-экономического фактора даже в самых запутанных общественных и личных отноше.- ниях людей. Это хорошо понимают и сами герои Толстого. Повесть построена чрезвычайно оригинально, в какой-то новой для Толстого манере. В ней нет обстоятельного и зложе­ ния событий, нет подробной психологизации образов. В быст­ ром темпе, как в кинокартине, мелькают отдельные сцены- эпизоды, главы, причем кажд а я глава в очень концентриро­ ванной лаконичной форме выражает законченное действие, завершенную мысль. ПовеЕть делится на две части и имеет всего 43 маленькие главки. В первой части 23 главы, во вто­ р о й— 20. Главы по объему неодинаковы, некоторые содержат в себе несколько страниц, иные состоят из 10, 15 строчек. Но в основе почти каждой главы лежит законченное событие, когда круг завершен; вместе с тем от одной главы к другой тянется не всегда видимая нить сцепления мыслей. Эти м а ­ ленькие главы оставляли бы впечатление рассыпающегося материала, если бы не было внутреннего, глубоко т аяще ­ гося чувства автора, которое как прочная основа держит на себе все сложное содержание повести. В повести большое количество лиц, сюжетно порой не свя­ занных между собой, но прочно связанных внутренним нрав ­ ственным сцеплением. Толстому нужны эти различные лица: раздраженный либерал Смоковников и наивный мальчик Ми­ тя, длиннорукий Степан Пелагеюшкин и красавец-весельчак Василий, юная чистая душа Ли за Еропкина и многочислен­ ные церковники, чиновники. В повести показаны царь, ми­ нистр, революционерка Катя Турчанинова и множество х а ­ рактеров крестьян Так и кажется, что Толстой зачерпнул огромным ковшом из бездонного моря жизни и вытащил па поверхность множество живых человеческих характеров, каждому из них заглянул в душу и указал его место в жизни. Например, в главе VIII первой части читаем: «Все это, к а з а ­ лось, кончилось хорошо для Евгения Михайловича и дворника Василия. Но это только казалось так. Случилось то, чего ни­ 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=