ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Чтобы воспроизвести живо светскую жизнь прошлой эпо­ хи, уже ставшей исторической, Толстому недостаточно было знакомства с письменными источниками, он, по собственно­ му признанию, должен был обновить свои личные впечатле­ ния. В аристократической среде в 60-е годы XIX в. царили те же условности и предрассудки, какие существовали и в нача­ ле века, поэтому писатель мог воспользоваться и современ- ны-ми наблюдениями наряду с историческими свидетель­ ствами. На основе дневников и писем Толстого Н. Н. Гусев сооб­ щает ряд интересных сведений о посещениях писателем Мос­ ковского Большого театра в 60-е годы. Первое посещение от­ носится к 24 августа 1862 г. Толстой «не мог высидеть»12 спектакля (шел балет А. Адана «Жизель»), 25 ноября 1864 г. Толстой слушал оперу Россини «Зора» («Моисей») в испол­ нении артистов итальянской труппы. Ему «было приятно и от музыки и от вида различных господ и дам», которые для него «все типы» |3. 4 декабря 1864 г. Толстой был на представлении оперы Глинки «Жизнь за царя» («очень хорошо, но монотонно») ,4, 9 декабря 1866 г. — оперы Россини «Вильгельм Телль» в ис­ полнении итальянской труппы; он слушал с наслаждением «два первых акта, а потом устал» ,6. 14 ноября 1866 г.— Толстой уехал, «не дослушав одного акта «Фауста» («Фауст» глуп») 16. Оценки спектаклей разноречивы, но впечатления наслаиваются в сознании художника и впоследствии будут подчинены идейному замыслу задуманного произведения. И театральная жизнь заняла свое место на страницах ро­ мана. Так же, как Пушкин, Толстой обращается к оценке публики, подчеркивая отсутствие высоких умственных и нрав ­ ственных интересов в аристократических кругах. Низменное, телесное как бы выступает наружу. Обратим внимание на повторение эпитетов голый и обнаженный. В самом начале сцены в театре читаем: «...Блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам» (10, 321). Эти эпитеты затем повторяются множество раз, особенно часто по отно­ шению к Элен: «Оголенные женщины в ложах», Элен, «совер­ шенно раздетая», «голая Элен» (10, 325—326). И это не прос­ то эпитет, снижающий художественный образ, но средство разоблачения всего нелепого светского уклада жизни. Графиня Безухова «встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа» (10,327). Авторская ремарка 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=