ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

дежи, ищущей новых путей. Позиция Кутузова — истинно­ патриотическая, а не верноподданическая — подчеркнута и этим штрихом. * * * Театральная жизнь России начала XIX в. о траж ала свое­ образие эпохи. Возникла оживленная полемика вокруг вопро­ са о национальном характере искусства, а следовательно, и о положении русского театра, его репертуаре, о русской школе актерского мастерства. В журнальных статьях 1800— 1810 го­ дов и воспоминаниях современников театру отведено много места. Описание театра у Толстого мы находим в одном из его ранних незаконченных произведений — в «Сказке о том, как другая девочка Варинька скоро выросла большая» (5, 223—229). Основой сюжета послужила поездка в театр с детьми М. Н. Толстой 12 ноября 1857 г. п . Толстой передает впечатления, новые для детей. Этих впечатлений много, но все они объединены бессознательно возникшим чувством не­ настоящего в зале и на сцене. «Наверху, внизу, везде люди. Точно настоящие» (5, 225). И мальчик и девочка на сцене к а ­ жутся «волшебными». Описание происходящего на сцене н а ­ рочито сниженное, призванное развеять чары волшебства: «Дети посмотрели туда, и им не понравилось. Там сидели му­ зыканты, все черные с скрипками и с трубами, а повыше были нехорошие простые доски, как в доме в деревне пол, и на по­ лу ходили люди в рубашках и красных колпаках и махали руками» (5, 225). Это одно из ранних обращений Толстого к его излюблен­ ному приему, получившему название «срывание масок». Правильные представления о мире естественны для детей, еще не испорченных светскими условностями, поэтому дальше Толстой вкладывает в их восприятие и элемент этической оценки. «А одна девочка без панталон в коротенькой юбочке стояла на самом кончике носка, а другую ногу выше головы подняла кверху. Это было нехорошо, и детям стало жалко этой девочки» (5, 225). Сознание неприличия того, что проис­ ходит на сцене, мешает детям веселиться вместе со всеми, для них в театре «ничего не было смешного» (5, 225). Некоторые детали этого раннего наброска использованы Толстым в «Войне и мире». Но обличительная сила сцены в театре неизмеримо возросла. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=