ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Глинка, которого узнали («писатель, писатель!» послыша­ лось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при рас ­ катах грома, но что мы не будем этим ребенком. — Д а , да при раскатах грома! — повторяли одобрительно в задних рядах» (11, 95). Эта «прекрасная и оригинальная» речь звучит комически, так как смысл ее не понятен. К чему прибегать к метафорам, когда надо подчиниться воле царя, да и бесполезно доиски­ ваться общего разумного смысла правительственных распоря­ жений, как в этом убедился Пьер, истинный патриотизм и конституционные взгляды которого были встречены в раждеб ­ но московскими дворянами. Все эти сцены сатирически заострены Толстым, так же как и сцена с государевыми бисквитами: в толпе, дворянской, ку ­ печеской или крестьянской, живет стихийное чувство восторга перед «великими людьми», «героями», в число которых вхо­ дят и цари. Толстой разрушает это чувство, как и развенчи­ вает официальную литературу, призванную возбуждать к а ­ зенный патриотизм. В этом огромная заслуга писателя. Любопытно отметить, что в уста Кутузова Толстой в к л а ­ дывает насмешливые слова об одном из бездарных сочини­ телей патриотических стихов — Г. В. Г ераков е8: «Как, как, как стихи-то М а р и н а 9, как стихи, как? Что на Геракова н а ­ писал: «Будешь в корпусе учитель»... Скажи, скажи ,— заго ­ ворил Кутузов, очевидно собираясь посмеяться. Кайсаров прочел... Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов» (11, 198). С. Н. Марин написал стихи на день рождения Г. В. Гера ­ кова, пародируя оду Державин а «Стихи на рождение в севере порфирородного отрок-а»: «Будешь, будешь сочинитель, Век писать ты будешь вздор; Будешь в корпусе учитель. А потом будешь майор!» ,0. Гераков был мишенью для острот со стороны К. Н. Б а ­ тюшкова, П. А. Вяземского, А. Измайлова, но ему покрови­ тельствовали Г.Р. Державин и А. С. Шишков. В этом частном эпизоде нашла отражение литературная борьба в России пер­ вых десятилетий XIX в. И Кутузов — не с ревнителями офи­ циальной правительственной литературы, а на стороне моло­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=