ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

колева и «куплетцы» (названные «умным циником» 3. Н. Посниковым «камплетцами») Г1. И. Голенищева-Кутузова. Приводятся любопытные толки гостей, присутствовавших на обеде. На зван «простодушный старик Бабенов, которому до ­ стался также экземпляр кантаты»... Жихарев иронически замечает, что Бабенов, «никак не мог вразумиться, кому именно принадлежат эти ноги, у которых будут враги, упо­ минаемые в последнем куплете, и адресовался ко многим с просьбою разрешить его недоумение. «Тут нечего и думать,— преважно заметил ему красноносый весельчак Дружинин,— смысл этого стиха «будут все враги у ног», есть тот, что все враги будут побеждены нами, т. е. русскими. Конечно, автор мог бы сказать это яснее: «будет враг у наших ног», но, как быть! в пылу поэтического вдохновения немудрено ошибиться выражением» 1. Жихарев с насмешкой пишет о том, как П. И. Голенищев- Кутузов «оделял» всех гостей экземплярами своей кантаты. Толстой использует эти сведения, но по-своему. Во время обе­ да «лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать» (10, 21). И этот злосчастный листок является самым ничтожным, но последним поводом к тому, чтобы Пьер сделал еще один неверный шаг в жизни — вызвал Долохова на дуэль. Так вводится в действие фактический материал. Толстой ста­ вит рядом двух поэтов — Н. П. Николева и П. И. Голенищева- Кутузова, представляющих собой в данной главе официаль­ ную литературу, реакционную в идейном отношении и уста­ ревшую по форме. Оценка автора «Войны и мира» совпадает с оценкой С. П. Жихарева, члена «Арзамаса». В романе упомянут- А. С. Шишков, автор царских мани­ фестов, в частности манифеста, обращенного к московскому дворянству. В вариантах читаем: «Вызов государем секретаря Шишкова в 2 часа ночи — после бала в Вильно, где стало из­ вестно о переходе войск Наполеона через Неман» (14, 20). В другом случае имя Шишкова названо наряду с именами Ар а к ­ чеева и Балашева, сочинивших лживое письмо о причинах отъезда императора из армии в столицу (14, 62). В первых набросках на полях сделана запись: «Дворян ­ ское собрание. Крикун Глинка, фальш[ивый] патриотизм» (14, 33). В окончательной редакции С. Глинка — один из о р а ­ торов в Слободском дворце. «Издатель Русского Вестника» * Курсив Долстого. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=