ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

ный патриот, был смущен непривычной торжественной обста­ новкой. Он чувствовал себя во власти шумной толпы веселя­ щихся дворян. Привыкший командовать на поле сражения, он растерялся, увидев на всех лицах требование покориться не­ и збежности— прочесть стихи. «Ну и прочту», как будто с к а ­ зал Багратион и, устремив усталые глаза на бумагу, стал читать с сосредоточенным и серьезным видом. Сам сочинитель взял стихи и стал читать вслух. Князь Багратион склонил го­ лову и слушал. «Славь тако Александра век И охраняй нам Тита 4 на престоле, Будь купно страшный вождь и добрый человек, Рифей в отечестве, а Цесарь в бранном поле. Да счастливый Наполеон, Познав чрез опыты, какой Багратион, Не смеет утруждать Алкидов русских боле... Но еще он не докончил стихов, как громогласный дворец­ кий провозгласил: «Кушанье готово». Дверь отворилась, з а ­ гремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, весе- лися, храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее сти­ хов...» (10, 18— 19). Роль сочинителя незавидная, стихи, написанные высоким слогом, никому не нужны. Это дань традиции, уже отживаю­ щей. Но случай со стихами дает возможность Толстому про­ никнуть во внутренний мир Багратиона и возбудить к нему симпатии у читателя, а также выразить свое отношение к официальным славословиям, столь смешным и излишним с точки зрения Толстого, утверждающего в романе «простоту, добро и правду». После тоста графа Ильи Андреича за здоровье князя Пе т ­ ра Ивановича Багратиона «Ура»! — опять закричали голоса трехсот гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Па вла Ивановича Кутузова: «Тщетны россам все препоны, Храбрость есть побед залог, Есть у нас Багратионы, Будут все враги у ног...» (10, 20) 5. Источником этой сцены являются записи С. П. Жихарева от 2 и 4 марта 1806 г . 6, в которых цитируются стихи Н. П. Ни- 3* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=