ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

И. Е. ГРИНЕВА (Тула) ТЕМА ИСКУССТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Чтобы вдохнуть жизнь в искусство, в частности в роман «Война и мир», Толстой, продолжая традиции Пушкина, вос­ создал колорит своей эпохи, благодаря чему мы можем су­ дить об уровне развития культуры России начала XIX в., под влиянием которой окладывалось общественное сознание и формировались характеры людей, участников войны 1812 г. Круг чтения героев — неотъемлемая сторона их авторской характеристики. Это одно из средств реалистического вос­ произведения духовной жизни русского общества того времени '. Действительные факты, имена, названия, отобранные Тол­ стым, не являются только фоном, а органически входят в р а з ­ витие действия. Мелкие штрихи, разбросанные по роману, дают возможность судить о состоянии официальной русской литературы, остававшейся к началу XIX в. в рамках класси­ цизма. Еще сохранилась традиция писать хвалебные стихи «на случай», читать и преподносить их на торжественных церемониях. Такая церемония описана Толстым в романе. Это обед в честь героя Аустерлица Багратиона 3 марта 1806 г. Толстой цитирует оду Николева Н. П. и делает ее создателя участником торжества, не упоминая его имени, а называя его «сочинитель»2. Багратиону граф Илья Андреич поднес боль­ шое серебряное блюдо. «На блюде лежали сочиненные и на­ печатанные в честь героя стихи» (10, 18) 3. Багратион, скромный человек, подлинный герой и истин­ 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=