ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ной сутуловатости и кривому, дугообразному положению ног видно было, что вся жизнь его прошла в непосильной, слиш ком тяжелой работе» (4, 127). Не менее выразительными красками рисует художник внешний облик крестьянской женщины Арины, вся жизнь ко т орой— тяжелый, непосильный труд: «...угловатость плеч, плоскость груди, сухость рук и развитие мышц на черных, бо сых ногах ее свидетельствовали о том, что она давно уже пе рестала быть женщиной и была только работником» (4, 150). Ж алуя сь на свою горькую судьбу, Арина горестно воскли цает: «Ведь все одна, кормилец, старик-то мой хворый, ста рый, да и тоже проку в нем нет, а я все одна да одна. Камень и тот треснет. Хоть бы помереть, так легче было б, один ко нец» (4, 151). Нищета закабаленного крестьянства и причины, ее порож дающие, действительно были вскрыты писателем не только в этом романе, но и в целом ряде других произведений. Но Толстому было неясно, какими средствами исправить невы носимое положение, в каких формах должен быть решен ос новной вопрос — освобождение крестьян. В критической литературе широко освещались действия Толстого, направленные на освобождение собственных кре стьян. Известно также и то, что его благие намерения не при вели к желаемому результату. Крестьяне отвергли все пред ложения Толстого. Произошло это по той причине, что, по по нятиям Толстого, «историческая справедливость» требовала сохранения собственности на землю за помещиками. В д ан ном вопросе молодой Толстой резко расходился с революци онными демократами, которые формулировали требования крестьян так: вся земля должна принадлежать крестьянам. Только к 80-м годам Толстой откажется от своих прежних воззрений и будет всеми силами бороться против поземель ной частной собственности. Сильную сторону мировоззрения и творчества Толстого в 50-е годы составляет решительный протест писателя против крепостного права. Тут он сближался с революционными д е мократами. Однако вопрос о крепостничестве был для писа теля прежде всего вопросом нравственного порядка. Вместо решительных средств борьбы со злом он апеллировал к инди видуальному моральному самоусовершенствованию, но не сомненной заслугой Толстого является то, что он увидел в трудовом человеке основную нравственную силу страны и по нял, что для нормальной жизни рабочему человеку, крестья нину нужна земля и свободный труд. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=