ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
нию труда, так и со строками повести «Хаджи-Мурат», напи с а н н о й Толстым уже на склоне лет. В десятой редакции 58-й рукописи повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстой говорит о неиссякаемой любви простого русского человека, солдата Ав деева, к мирному труду, к пашне: «Две кобылы у нас были, йе знаю целы ли, жеребята хорошие, сытые. Идешь борозду, а он ждет, шельмец, жеребенок-то, на краю. Значит пососать дурашка хочет. Ну дашь ему насосаться. Пашешь весело, так легко. Земля под босой ногой рассыпается» (35, 527). Так постепенно развивалось представление у Толстого о человеческом труде, сложившееся потом в целое учение, сог ласно которому труд — источник человеческого счастья, при чем труд земледельческий. Земледелие, по мнению художни ка, перешедшего на позиции патриархального крестьянства, есть «самое нравственное, здоровое, радостное и нужное з а нятие...» (36, 336). Лишь земледелие дает людям «истинную независимость». Поэтому, утверждает Толстой, нужно отыски вать причины, которые лишили рабочих «естественных усло вий жизни среди природы» и пригнали их «в фабричную не волю». Ответ на вопрос, почему страдает и бедствует рабочий народ, должен состоять, по мнению идеолога патриархального крестьянства, «в указании средств избавления рабочих от не обходимости перехода из свободной деревенской жизни в под невольную фабричную» (34, 157— 158). Толстой прекрасно понимал, что в обществе, разделенном на враждебные классы, труд не может быть объединяющей силой. Из источника наслаждения он превращается в тягост ное бремя. И происходит это потому, как правильно указывает писатель, что рабочий человек (крестьянин) лишен земли. Уже во время работы над «Романом русского помещика» автор ставил перед собою задачу показать нищету и рабство закрепощенного крестьянства. 2 августа 1855 г. Толстой запи сывает в дневнике: «Сегодня, разговаривая с Столыпиным о рабстве в России, мне еще ясней, чем прежде, пришла мысль, сделать мои 4 эпохи истории русского помещика... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нище ты его должны быть выставлены и средства исправить указа ны» (47, 58). Крестьяне разорены и нищи, задавлены непосильным, из нурительным трудом на барина. «По грубости кожи,— пишет автор о крестьянине Чурисе,— глубоким морщинам, резко обозначенным жилам на шее, лице и руках, по неестествен 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=