ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
I. ТОЛСТОЙ-ХУДОЖНИК Е. П. АНДРЕЕВА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЛЬВА ТОЛСТОГО В ПОВЕСТИ «ФАЛЬШИВЫЙ КУПОН» Толстому принадлежат известные слова, что «форма ро мана не только не вечна, но она проходит. Совестно писать неправду, что было то, чего не было. Если хочешь что сказать, скажи п р ям о » '. Такие произведения, как «Фальшивый ку пон», «Хозяин и работник», «Франсуаза», «Дорого стоит», «Благодарная почва», «Три дня в деревне», и являются выра жением этого нового творческого принципа — «скажи прямо». Отсюда исходит откровенно служебная, тенденциозная роль всех художественных деталей, всех приемов композиции и об рисовки характеров. В центре внимания Толстого-художника последних десяти летий стоит человек, который в обстановке резких социаль ных противоречий подвергается непрерывным влияниям и изменениям; чаще всего он становится или эксплуататором или жертвой. Активно-тенденциозное, «оголенное» произведе ние искусства не перестает быть искусством в творчестве Тол стого, ибо в нем есть предмет искусства — человек, о котором с гневом и осуждением, со скорбью и болью, с верой в обнов ление пишет всегда Толстой. В данной статье автор ставит перед собой две задачи: рас смотреть композицию повести «Фальшивый купон»2 и приемы художника в создании характера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=