ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

I. ТОЛСТОЙ-ХУДОЖНИК Е. П. АНДРЕЕВА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЛЬВА ТОЛСТОГО В ПОВЕСТИ «ФАЛЬШИВЫЙ КУПОН» Толстому принадлежат известные слова, что «форма ро­ мана не только не вечна, но она проходит. Совестно писать неправду, что было то, чего не было. Если хочешь что сказать, скажи п р ям о » '. Такие произведения, как «Фальшивый ку­ пон», «Хозяин и работник», «Франсуаза», «Дорого стоит», «Благодарная почва», «Три дня в деревне», и являются выра­ жением этого нового творческого принципа — «скажи прямо». Отсюда исходит откровенно служебная, тенденциозная роль всех художественных деталей, всех приемов композиции и об­ рисовки характеров. В центре внимания Толстого-художника последних десяти­ летий стоит человек, который в обстановке резких социаль­ ных противоречий подвергается непрерывным влияниям и изменениям; чаще всего он становится или эксплуататором или жертвой. Активно-тенденциозное, «оголенное» произведе­ ние искусства не перестает быть искусством в творчестве Тол­ стого, ибо в нем есть предмет искусства — человек, о котором с гневом и осуждением, со скорбью и болью, с верой в обнов­ ление пишет всегда Толстой. В данной статье автор ставит перед собой две задачи: рас ­ смотреть композицию повести «Фальшивый купон»2 и приемы художника в создании характера.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=