ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

дениях Толстого. В статье «Прогресс и определение образо ­ вания» автор приходит к убеждению, что в людях, производя­ щих, а не потребляющих, заложено больше правды и добра. Крестьянин умно осуждает барина, саркастически смеется над тем, что он не знает, когда нужно сеять овес, гречиху, что ему неведомо, что такое крестьянская соха, сволока, что т а ­ кое крупа, гречиха и т. п. Крестьянин хорошо знал и то, «что барин живет всю жизнь ничего не делая...» (8, 345). В этих словах и проявляется народное, мужицкое презрение к пра зд ­ ности, к тунеядству. С «мужицкой» точки зрения подходит автор вышеназван­ ных произведений и к восприятию природы. В крестьянское понятие природы включается, прежде всего, земля, луга, паст­ бища, леса, дичь, рыба, т. е. то, что составляет первозданные богатства. Без этого человек, связанный с земледельческим трудом, не может существовать. Мужик также хорошо знал, что природные богатства не сыплются с неба, как манна не­ бесная; чтобы пользоваться ими, нужны ум и энергия челове­ ка. У работника земли на первом плане трудовой подход к окружающей природе. Хорошая, плодородная земля, дожди, дающие необходимое количество влаги,— это хороший урожай ржи, пшеницы, гречихи; хорошие травы — корм для скота. В законченных и неоформленных художественных, а т а к ­ же публицистических произведениях, написанных в 50-е и на­ чале 60-х годов, есть немало пространных описаний природы. Чаще всего они даются в восприятии самих крестьян. Встре­ чается и авторское описание, причем порой трудно отличить авторские и неавторские слова. Эта характерная особенность присуща в большой степени произведениям, в которых сам автор смотрит на жизнь «с точки зрения мужика». Одна из редакций повести «Тихон и Меланья» начинается такими словами: «Тихон стоял на крыльце и смотрел на ули­ цу. День был красный, жаворонки вились над ржами. Ржи лоснились. В роще сохла роса с солнечной стороны и пели птицы» (7, 91). Основным «образом» в этой краткой картине является рожь, все остальное соподчинено главному и рас ­ сматривается со стороны этого главного. В «Отрывках из деревенской жизни» содержится много описаний деревенской природы, исполненных кистью художни­ ка, до самозабвения влюбленного во все то, что относится к жизни крестьянина. Возьмем хотя бы этот пример: «...только солнышко стало за лесом закрываться, уж завиднелась пыль по большой дороге и заслышалась скотина. Скотина ходила 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=