ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
трудом на земле крестьянин кормил не только себя, свою се мью, но и других людей. Еще задолго до перехода на позиции патриархального кре стьянства в творчестве Л. Н. Толстого наметились две ярко выраженные тенденции: хвала человеку, зарабатывающему хлеб своими руками, и осуждение людей, живущих за счет труда других. В то самое время, когда в поле и на гумне кипела работа, в доме господ «повара и поварята собирались готовить ужин, а до этого играли в саду в орлянку с лакеями приезжих гос под. Мать графа, старушка, раскладывала карты, гости были в своих комнатах: кто читал, кто играл в карты. Сам граф Ни кита Андреевич только проснулся после послеобеденного от дыха и умывался водой со льдом» (7, 215). Люди, живущие за счет труда других, безнравственны, они ведут паразитиче ский образ жизни. Но их порок состоит не только в том, что они научились жить за счет других, но и в том, что они приви вают дурные привычки своей прислуге. Кучера, повара, дво р о вы е— вся эта многочисленная армия оторвана от земли и поставлена в противоестественные условия жизни. В господ ских домах — покос не покос, уборка не уборка, все праздник, все безделье. «Дело не делай и от дела не бегай» (7, 116). Эта народная пословица, характеризующая жизненные устои людей, оторванных от трудовой деятельности, приводится пи сателем в неоднократно упоминавшихся нами «Отрывках из деревенской жизни». Много лет спустя в статье «Так что же нам делать?» Тол стой более резко осудит людей, поправших естественные з ако ны человечества: «Обязанность человека борьбы с природой для приобретения средств жизни всегда будет самой первой и несомненной из всех, других обязанностей, потому что обя занность эта есть закон жизни, отступление от которого вле чет за собой неизбежные наказания — уничтожение или телес ной или разумной жизни человека» (25, 381). Человеку, чтобы он имел право называться таковым, нужно одно, продолжает далее автор, «исполнять закон жизни», делать то, что свойст венно человеку:— «выпускать заряд энергии, принимаемый в виде пищи, мускульным трудом; говоря простым языком — это зарабатывать хлеб, не работавши не есть» (25, 385). Выводы, преисполненные негодования и страстного осуж дения тунеядцев, сделаны художником, как известно, в позд ний период его творчества. Но все, что было четко и ясно сформулировано позднее, намечалось уже в ранних произве 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=