ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

трудом на земле крестьянин кормил не только себя, свою се­ мью, но и других людей. Еще задолго до перехода на позиции патриархального кре­ стьянства в творчестве Л. Н. Толстого наметились две ярко выраженные тенденции: хвала человеку, зарабатывающему хлеб своими руками, и осуждение людей, живущих за счет труда других. В то самое время, когда в поле и на гумне кипела работа, в доме господ «повара и поварята собирались готовить ужин, а до этого играли в саду в орлянку с лакеями приезжих гос­ под. Мать графа, старушка, раскладывала карты, гости были в своих комнатах: кто читал, кто играл в карты. Сам граф Ни ­ кита Андреевич только проснулся после послеобеденного от­ дыха и умывался водой со льдом» (7, 215). Люди, живущие за счет труда других, безнравственны, они ведут паразитиче­ ский образ жизни. Но их порок состоит не только в том, что они научились жить за счет других, но и в том, что они приви­ вают дурные привычки своей прислуге. Кучера, повара, дво ­ р о вы е— вся эта многочисленная армия оторвана от земли и поставлена в противоестественные условия жизни. В господ­ ских домах — покос не покос, уборка не уборка, все праздник, все безделье. «Дело не делай и от дела не бегай» (7, 116). Эта народная пословица, характеризующая жизненные устои людей, оторванных от трудовой деятельности, приводится пи­ сателем в неоднократно упоминавшихся нами «Отрывках из деревенской жизни». Много лет спустя в статье «Так что же нам делать?» Тол­ стой более резко осудит людей, поправших естественные з ако ­ ны человечества: «Обязанность человека борьбы с природой для приобретения средств жизни всегда будет самой первой и несомненной из всех, других обязанностей, потому что обя­ занность эта есть закон жизни, отступление от которого вле­ чет за собой неизбежные наказания — уничтожение или телес­ ной или разумной жизни человека» (25, 381). Человеку, чтобы он имел право называться таковым, нужно одно, продолжает далее автор, «исполнять закон жизни», делать то, что свойст­ венно человеку:— «выпускать заряд энергии, принимаемый в виде пищи, мускульным трудом; говоря простым языком — это зарабатывать хлеб, не работавши не есть» (25, 385). Выводы, преисполненные негодования и страстного осуж­ дения тунеядцев, сделаны художником, как известно, в позд­ ний период его творчества. Но все, что было четко и ясно сформулировано позднее, намечалось уже в ранних произве­ 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=