ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Свою и других людей... уважение ко всем людям, любовь к ним, заботу о других, и наибольшее отречение от себя, от своих эгоистических радостей» (83, 568). Здесь ему впервые, пожалуй, с полной очевидностью пришла мысль 6 царстве тьмы в народе. Летом 1886 г. Толстой много работал в поле для бедной вдовы Анисьи Копыловой. В конце июля писатель тяжело з а ­ болел. Болезнь надолго приковала его к постели. Об этих днях Софья Андреевна писала: «Ему долго пришлось лежать, и во время этого недуга он начал писать драму, ранее им з а ­ думанную» 2. Итак — форма нашлась! Отвергнув другие жанры (рома­ на, повести), Толстой остановился на драме, так как считал, что она должна вместо того, чтобы рассказать всю жизнь человека, поставить его в такое положение, «завязать такой узел, при распутывании которого он сказался бы в е с ь»3. 20—24 октября в Ясной Поляне гостил А. А. Стахович. Он читал Толстому пьесы А. Н. Островского и Н. В. Гоголя. Любопытно, что Толстой начал писать драму, ранее нм надуманную (подчеркнуто мною.— Г. Z//.), как отмечает Софья Андреевна, следовательно, мысль о драме пришла ему не сразу, не вдруг, а вызревала в творческом сознании писа­ теля, постепенно оформляясь. Еще в 1884 г., после окончания работы над трактатом «В чем моя вера?», писатель «с боль­ шим удовольствием» обдумывал народную пьесу. А 19 фев ­ раля 1886 г. в ответ на запрос петербургского, актера П. А. Д е ­ нисенко, разрешит ли Толстой переделать его народные рас­ сказы в пьесы для театра, написал ему, что не только будет очень рад переделке его рассказов в драматическую форму, но и «желал бы попытаться написать для этого прямо в этой форме». Он выражает готовность, если Денисенко возьмется за дело народного театра, «всячески — и своим писаньем и привлечением к этому делу людей, которые могут дать сред­ ства для затрат,— служить этому делу» (63, 329). У исследователей сложилось довольно прочное мнение, что непосредственным толчком к созданию «Власти тьмц? послужило письмо М. В. Лентовского от 31 августа 1886 г., в котором он просит у Толстого поддержки для создания об ­ щедоступного народного театра. Так, например, К. Ломунои в своей книге «Драматургия Толстого» пишет: «Заинтересо­ вавший Толстого жизненный материал (автор имеет в виду дело Колосковых.— Г. Ш.), однако, не был сразу же исполь­ зован писателем. Шесть лет он оставался нетронутым. Тол- 264

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=