ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

много есть работы; но теперь перемена образа жизни лишает ясности мысли» — записывает он в дневнике в 1884 г. (49, 103) А в письме к В. Г. Черткову (1885 г.) писатель говорит о том, что не имеет работы, которая поглощала бы его всего, заставляла бы много, с отдачей всех сил творить, поэтому он как-то особенно внимательно присматривался к окружающей жизни, и жизнь эта ка залась ему «отвратительной». Л. Н. Толстой начал писать рассказ о том, как «жил в селе человек праведный, звать его Николай». Но рассказ остался незаконченным, замысел писателя —шоказать жизнь во всех ее противоречиях — не могли вместить узкие рамки рассказа. 'Iслезой все чаще задумывался о романе из народного быта, пытался писать и оставался недовольным собой. Свои попыт­ ки писать роман называл «нелепостью», ибо жанр романа предполагал наличие частной любовной жизни героев, а той «похотливой любви», о которой «требуется писать» в романе, Толстой в народной жизни не находил. И этот жанр боль­ шого эпического полотна был отвергнут писателем. Творче­ ская мысль Толстого упорно искала наиболее удобной формы для выражения накопленных впечатлений и наблюдений над жизнью народа. Толстой осматривал стекольный завод в Дядькове, чугун­ но-литейный завод М а л ь ц о вы \ в Людинове (Калужской гу­ бернии), оружейные заводы в Туле и с горечью писал жене: «Здорового лица женского и мужского увидать трудно, а изможденных и жалких — бездна» (83, 488). Писатель з а х о ­ дил в ночлежный дом, где люди умирали от голода, посещал балаганы на Девичьем поле — место развлечений простого рабочего люда,— наблюдал, записывал. Весной 1886 г. Толстой ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну. Здесь он вновь еще более остро чувствует нищету народа. Он пишет Софье Андреевне в Москву: «Дома было много приходивших мужиков. Всегда была бедность, но все эти годы она шла, усиливаясь, и нынешний год она дошла до ужасающего... Прежде жаловались на бедность, но изредка, некоторые; а теперь это общий один стон. На дороге, в к а б а ­ ке, в церкви, по домам, все говорят об одном: о нужде» (83, 568). Причину этого писатель видел в том, что и богатые люди, и бедные, и средние живут «по-зверски, каждый для себя, каждый наступая на другого. От этого горе и бедность». По мнению Толстого, «спасенье в том, чтобы вносить в жизнь 263

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=