ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

сохранением всех обычаев, самими крестьянами. Снимки д о ­ вольно удачные» и . В заключение демонстрировалась лента бр. Патэ, в кото­ рую входили следующие картины: выезд Л. Н. Толстого из Ясной Поляны, события в Астапове, перевезение тела в Я с ­ ную Поляну, похороны, паломничество крестьян к гробу Толстого. С именем Льва Николаевича Толстого связана попытка создать художественный биографический фильм из его жи з ­ ни. В 1912 г. фирма «Тиман и Рейнгардт» снимает кинокар­ тину под названием «Уход великого старца»- (Жизнь Л. Н. Толстого). Д р ам а в 4 ч., 800 м. Сценарий для картины писал И. Генеромо, ставил картину один из лучших дорево­ люционных кинорежиссеров — Я. А. Протазанов вместе с Е. Тиманом. Операторы Ж . Мейер и А. Левицкий. В роли Льва Николаевича снимался артист В. И. Шатер- ников, исполнявший в 1913 г. роль Л. Н. Толстого в кино­ фильме «Как хороши, как свежи были розы». Известный скульптор Кавалеридзе, много раз лепивший Л. Н. Толстого, работал над гримом артиста. Смотревшие картину члены семьи писателя не могли отличить Толстого — Шатерникова от самого Толстого. Подготовленная с такой тщательностью и любовью картина не была показана публике. Она была з а ­ прещена по настоянию Софьи Андреевны тотчас же после закрытого просмотра ее в присутствии цензора и семьи Тол­ стых. Один из очевидцев, С. Лурье, пишет: «Я не могу сейчас припомнить полностью все содержание картины, но в памяти врезалось то огромное впечатление, которое она произвела на меня своей реальностью, правдоподобием и превосходно переданной логичностью вытекающих одно из другого об ­ стоятельств, приведших Льва Николаевича к решению об уходе из семьи. Интересно отметить, что большая часть семьи и близких Льву Николаевичу лиц настаивала на сн я ­ тии с нее запрещения при условии вырезки нескольких ка д ­ ров, как, например, сцены покушения Толстого на само ­ убийство» |5. Такой же благожелательный отзыв был и в журнале «Си­ не-фоно» |6. В фильме были использованы некоторые кадры из доку ­ ментальных съемок в Ясной Поляне и в Астапове. В архиве научно-исследовательского института кинематографии х р а ­ 256

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=