ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

др.) можно найти целый ряд статей по вопросу об отноше­ нии Л. Н. Толстого к кинематографу, как к особому искусст­ ву. Наиболее достоверные сведения по этому вопросу, р а з ъ ­ ясняющие и дополняющие высказывания Л. Толстого о кине­ матографе, имеются в записях близких к нему людей. В этом отношении наиболее интересными являются дневники В. Ф. Булгакова и А. Б. Гольденвейзера. Первые киносъемки Л. Н. Толстого связаны с днем его восьмидесятилетия (1908 г.). Известный дореволюционный кинооператор А. О. Дранков в погоне за сенсацией решил снять самого Льва Толстого. Картина вышла под названием «День 80-летия графа Л. Н. Толстого» (144 метра). Неожи ­ данное появление картины вызывало сомнение в ее подлин­ ности. Газета «Петербургский листок» писала: «Подлинность некоторых лент крайне сомнительна. По всем вероятиям, часть фотографировали не с Толстого, а с артиста, загрими рованного Толстым при соответствующей обстановке»2. Письмо С. А. Толстой, опубликованное в ряде газет, подтвер­ дило документальность фильма сг Л. Толстом. Киносъемка 27 августа производилась с Л. Н. Толстого тогда, когда он был болен, п о э т о м у он был заснят только в одном положении. Редактор журнала «Сине-фоно» Р. Лурье сообщает некоторые подробности об этой киносъемке: «Про ­ цесс съемки, по-видимому, заинтересовал Льва Николаевича, так как он все время беседовал с оператором на эту тему. На этот раз Лев Николаевич был снят только в одном поло­ ж е нии— в кресле на веранде. Кроме того, оператор заснял несколько сцен, рисующих жизнь в Ясной Поляне. Позитив этой съемки был готов, к сожалению, уже после юбилея»3. Второй раз киносъемки производились в 1909 г. в сентяб­ ре, фирмой бр. Патэ. Льву Николаевичу очень не хотелось сниматься. Он был занят мыслью поскорее составить духов ­ ное завещание, которое, по совету В. Г. Черткова и других близких ему людей, приходилось писать тайно от Софьи Анд­ реевны и других членов семьи. С целью составить завещание Толстой едет в Крекшино к своему другу В. Г. Черткову. Во время сборов к отъезду кинооператорам, через Софью Анд­ реевну, удалось добиться согласия писателя на киносъемку. В тот момент, когда Толстой выезжал на станцию Щекино, на взмыленной тройке примчался кинооператор Патэ и успел заснять выезд Ль ва Николаевича из Ясной Поляны, а затем приезд на станцию Щекино. Корреспондент «Сине-фоно» писал: «Здесь на платформе 250

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=