ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Н. В ПОПОВА (Москва) Л. н. ТОЛСТОЙ В ХРОНИКАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ ' Интерес Толстого к кино, как искусству, связан с послед ­ ними годами его жизни. Киносъемки и экранизация его про­ изведений позволили Л. Н. Толстому познакомиться с кино- техникой того времени, встречи с кинорежиссерами и киноар­ тистами (Р. Перский, А. Ханжонков, И. Б. Тенеромо, П .Н . Ор- ленев и др.), а также с писателем Л. Андреевым поставили перед ним вопрос о взаимоотношениях литературы и кино. Сам Л. Н. Толстой имел возможность смотреть кинематограф у себя в Ясной Поляне, в Кочетах, в соседних селах, в Т ро ­ ицком и Мещерском. В печати имеются воспоминания об этих посещениях ки­ нематографа Л. Н. Толстым. В январе 1910. г. Л. Н. Толстой смотрел кинематограф у себя в Ясной Поляне, когда А.Дран- ков показывал старые киносъемки и производил новые. В журнале «Сине-фоно» вскоре же появилось подробное опи­ сание этого посещения кинематографом Ясной Поляны. Ав ­ тор статьи, между прочим, писал, что особенно сильное впе­ чатление произвели на Толстого снимки с него самого в Мо­ скве: «Ах, — сказал Л. Н.,— если бы я мог теперь видеть от­ ца и мать, как я вижу самого себя1». Эта картина по ж е л а ­ нию Льва Николаевича была пропущена еще раз '. В дневниках Толстого за эти последние годы мы почти не встречаем записей, отражающих факты его внешней жизни, но кинематографические съемки и посещения кинематографа тщательно отмечены. В газетах и журналах того времени («Русское слово», «Утро России», «Сине-фоно», «Кинемо» и 249

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=