ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
ливастся Стере в своей талантливой статье. «Правдивое изо бражение жизни и людей», говорит он, не лишает Толстого «права и обязанности дать им моральную оценку... судить их и д аже наказать...» 44. Более того, подчеркивает Стере, Тол стой доходит до тезизма, т. е. пытается доказать в своих произведениях свои исторические и этические теории. И здесь автор юбилейной статьи уделяет целых шесть страниц вопро су философии истории в романе «Война и мир». Справедли вости ради нужно заметить, что воззрения Стере-народника на таких важных моментах, как соотношение «героя» и «тол пы», роль народных М'асс в истории (он стоял близко к либе ральному народничеству Н. К. Михайловского), на оценке романа Толстого не сказались. Стере правильно пишет, что в вопросе соотношения «героя» и «толпы» автор «Войны и ми ра» стоит на позициях, противоположных тем, на которых стоит Карлель, т. е. движущей силой в историческом разви тии Толстой считает народные массы, а герой является лишь рабом, орудием провидения. Полностью отрицая роль лично сти в истории, продолжает Стере, Толстой считает Наполео на ничтожнейшим орудием истории. А Кутузов? Кутузов в е лик постольку, поскольку разгадал пути Провидения, а эти пути совпали со стремлениями безымянной массы народа. Стере полностью прав, говоря, что роман «Война и мир» дышит горячей любовью автора к родной земле, полон пат риотического пафоса, который и воодушевил Толстого на н а писание великой эпопеи. Тенденциозно, по мнению Стере, написаны также и два других великих романа Л. Толстого — «Апиа Каренина» и «Воскресение». В «Анне Карениной», например, «впервые выразилось то отрицательное отношение Толстого ко всякой общественной деятельности, которое впоследствии выросло до христианского ан а р х и зм а » 45. А в романе «Воскресение», продолжает Стере, «художник не только судит своих героев, отдавая каждому по заслугам, но показывает нам свои прин ципы классификации людей по разным категориям, а также свой критерий моральной оценки»*6. Глубокий анализ как публицистических, так и художественных произведений Тол стого дает Стере право сделать следующий вывод: «Как тео рия, так и художественная практика графа Толстого позво ляют нам считать этого... величайшего художника наших времен самым решительным и самым неподкупным сторон ником «тенденциозности в искусстве» 47. На нескольких страницах Стере говорит о тех многочис 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=