ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

русскую критическую литературу о Толстом. Ему, конечно, известно было, какую высокую оценку дав ала русская крити­ ка (в частности, Чернышевский) мастерству психологическо­ го анализа Толстого. Об этом качестве художественного ге­ ния Толстого Стере писал: «И что характерно для реализма Толстого, так это способность писателя... воссоздать всю сложность человеческой души: его герои никогда не бывают только «плохими» или только «хорошими» — их душа пока­ зана в вечной игре света и тени... И каждый из героев в сво­ их коллизиях с остальными прав и не прав, т. е. только час­ тично прав...» 42. В качестве примера Стере приводит тот эпизод из «Анны Карениной», когда перед Кити Щербацкой стоят Вронский и Левин. Кто из писателей, спрашивает Стере, устоял бы пе­ ред искушением показать в более светлых красках того из героев, кому автор отдает предпочтение? Между тем Толстой обоих показывает со своими слабостями, а также и достоин­ ствами. «У Толстого,— отмечает Стере,— нет той строгой д е ­ маркационной линии между героями «положительными» и героями «отрицательными», линии, которую можно, напри­ мер, найти у многих французских писателей... Благодаря э то ­ му свойству таланта Толстого, не только каждый его роман представляется микрокосмом, но и душа каждого героя из его романов это целый мир — богатый, глубокий, непрони­ цаемый, бесконечный...» 43. У этого «титана литературы», как называет Стере Толстого, нет того, что мы обычно называем «стилем». И, удивительно, отсутствие «стиля» увеличивает силу магического воздействия произведения на читателя, ибо автор во время чтения исчезает; создается впечатление, буд­ то читатель сам проник в тот мир, который развертывается перед его внутренним взором. И именно здесь Стере находит удобный момент выпустить десяток — другой ядовитых стрел в обитателей храма «искусства для искусства», попавших на Парнас только потому, что пишут перед зеркалом «чистые фразы» и упражняются в «стилистической хореографии». От­ сутствие у Толстого «стиля», как его понимают жрецы «чи­ стого искусства», говорит о том, что талант заключается прежде всего в умении воссоздавать в образах большие проб­ лемы времени. Но, ценя так высоко реализм Толстого, Стере отнюдь не сводит его к объективистскому фотографированию окружаю ­ щего мира. Тенденциозность — еще одно мерило художест­ венного гения Толстого, на котором очень подробно останав- 16* 243

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=