ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Что же касается художественного гения Толстого, то Геря подчеркивает прежде всего эпический размах в романах ве ликого писателя. «У Толстого,— пишет критик,— на тридца ти страницах описан сенокос. Иногда эти мелкие детали и ситуации кажутся вам излишними и вы только инстинктивно чувствуете их необходимость. И лишь когда закончите роман и закроете книгу, вы ощущаете огромное удовлетворение; то гда вы чувствуете, что не было ничего лишнего, что все не значительные детали содействовали высшей цели — воссозда нию жизни. И когда вы думаете о тех сотнях персонажей, соз данных художником, с которыми вы познакомились, о множе стве различных ситуаций, о тысячах вещей, обрисованных точно и выпукло, когда вы думаете о той огромной действи тельности, вызванной художником к жизни, тогда вы прекло няетесь перед великим художником-творцом, как верующий перед божеством» i2. Высоко ценя художественное мастерст во Толстого, Геря в то же время крайне отрицательно отно сится к его «новой» религии, которую определяет как «смесь утопического социализма и религиозного мистицизма» |3. Когда JI. Н. Толстой скончался, у нас было написано мно го статей. Геря выразил свою скорбь в связи с этой потерей в частном письме к В. Г. Короленко. «Смерть гиганта Тол стого и вся трагическая обстановка, при которой она совер шилась,— это настоящий символ всей теперешней русской жизни. Умер и Толстой! Не верится. Такое огромное зарево света и исчезло! Исчезновение Толстого на русского должно производить такое же впечатление, как если бы заснул у подножия Гималаев и, проснувшись, увидел бы перед собой бесконечную долину песков сыпучих. То была не гора, а це лая цепь гигантских гор... и вдруг долина песчаная!» 14. Нет сомнений, что оценка, данная К. Доброджяну-Герей Л. Н. Толстому, объективно противостояла оценке тех крити ков, которые на примере творчества великого русского писа теля пытались обосновать пресловутую теорию «искусства для искусства». В 1900 г. в печати была опубликована статья талантливо го молдавского писателя и фольклориста Г. Мадана (1872— 1943) «Взгляд на русскую литературу XIX столетия» 15. Д о л гое время, пишет Мадан, европейцы судили о русской лит ера туре по одним лишь «Запискам охотника» Тургенева. Никому и в голову не приходило, что такой гигант, как Тургенев, не мог не иметь равных себе и даже более великих собратьев по перу в своей стране. Но появление в переводах таких про 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=