ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Что же касается художественного гения Толстого, то Геря подчеркивает прежде всего эпический размах в романах ве­ ликого писателя. «У Толстого,— пишет критик,— на тридца­ ти страницах описан сенокос. Иногда эти мелкие детали и ситуации кажутся вам излишними и вы только инстинктивно чувствуете их необходимость. И лишь когда закончите роман и закроете книгу, вы ощущаете огромное удовлетворение; то­ гда вы чувствуете, что не было ничего лишнего, что все не­ значительные детали содействовали высшей цели — воссозда­ нию жизни. И когда вы думаете о тех сотнях персонажей, соз­ данных художником, с которыми вы познакомились, о множе­ стве различных ситуаций, о тысячах вещей, обрисованных точно и выпукло, когда вы думаете о той огромной действи­ тельности, вызванной художником к жизни, тогда вы прекло­ няетесь перед великим художником-творцом, как верующий перед божеством» i2. Высоко ценя художественное мастерст­ во Толстого, Геря в то же время крайне отрицательно отно­ сится к его «новой» религии, которую определяет как «смесь утопического социализма и религиозного мистицизма» |3. Когда JI. Н. Толстой скончался, у нас было написано мно­ го статей. Геря выразил свою скорбь в связи с этой потерей в частном письме к В. Г. Короленко. «Смерть гиганта Тол­ стого и вся трагическая обстановка, при которой она совер­ шилась,— это настоящий символ всей теперешней русской жизни. Умер и Толстой! Не верится. Такое огромное зарево света и исчезло! Исчезновение Толстого на русского должно производить такое же впечатление, как если бы заснул у подножия Гималаев и, проснувшись, увидел бы перед собой бесконечную долину песков сыпучих. То была не гора, а це­ лая цепь гигантских гор... и вдруг долина песчаная!» 14. Нет сомнений, что оценка, данная К. Доброджяну-Герей Л. Н. Толстому, объективно противостояла оценке тех крити­ ков, которые на примере творчества великого русского писа­ теля пытались обосновать пресловутую теорию «искусства для искусства». В 1900 г. в печати была опубликована статья талантливо ­ го молдавского писателя и фольклориста Г. Мадана (1872— 1943) «Взгляд на русскую литературу XIX столетия» 15. Д о л ­ гое время, пишет Мадан, европейцы судили о русской лит ера­ туре по одним лишь «Запискам охотника» Тургенева. Никому и в голову не приходило, что такой гигант, как Тургенев, не мог не иметь равных себе и даже более великих собратьев по перу в своей стране. Но появление в переводах таких про 236

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=