ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

листической эстетики и в борьбе против приверженцев «чисто­ го искусства» он неоднократно обращается к русской литера­ туре в лице ее лучших представителей. А в одной из статей, посвященной анализу причин и корней пессимизма в миро­ вой литературе, творчеству JI. Толстого, в частности «Крей- церовой сонате», Геря посвящает несколько с т р а ниц 7. Статья «Причины пессимизма в литературе и жизни» пи­ салась в начале 90-х годов. Как известно, в это время в Рос­ сии и в других странах вокруг «Крейцеровой сонаты» шла горячая борьба. Толстой получал от читателей тысячи писем, авторы которых спорили с Толстым, обвиняли его в искаже ­ нии действительности и т. д., а сын великого писателя, Лев Львович, в качестве литературной полемики пишет «Прелю­ дию Шопена» 8. Это свидетельствовало о большом социаль­ ном резонансе «Сонаты». Не случайно, думается, Геря об р а ­ щается именно к этому произведению, причем говорит о нем. как о произведении, известном местному читателю. Геря. ко ­ нечно, знал, какая борьба идет вокруг «Крейцеровой сонаты». «Но анализируя повесть в рамках статьи о «пессимизме»,— справедливо отмечает Ш. П. Садовник,— критик лишил се­ бя возможности говорить о ее социально-обличительной сто­ роне» 9. Великое значение «Крейцеровой сонаты» Геря видит в том, что Толстой раскрыл «социальные причины» падения Позднышева. При этом критик подчеркивает, что автор «Крейцеровой сонаты» не выбрал какой-нибудь исключитель­ ный случай русского мистицизма. По зднышев—«это типич­ ный образ буржуазной действительности. Мистицизм и песси­ мизм, пишет Геря, особенно характерны для России, которая «страдает не только от всех аномалий современного капита­ лизма, но и, сверх того, от всех бессмысленных пережитков полуфеодализма, от царизма» ,0. Важно подчеркнуть, что Ге­ ря относится явно отрицательно к тем выводам, к которым приходит Толстой в' своем произведении. Русская и европей­ ская критика, по мнению Геря, допустила большую ошибку в оценке «Крейцеровой сонаты». Вместо того, чтобы показать социальные корни и причины таких явлений, как Поздныше- вы, неизбежность прихода Позднышевых к буддизму, к Шо­ пенгауэру, к Нирване, критики бросились в полемику с Тол­ стым по поводу взглядов Позднышева на брак, семью и дру- ш е явления социальной жизни. «Как будто стоит обсуждать такие взгляды, будь они Позднышева или самого Толстого» и . 235

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=