ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
листической эстетики и в борьбе против приверженцев «чисто го искусства» он неоднократно обращается к русской литера туре в лице ее лучших представителей. А в одной из статей, посвященной анализу причин и корней пессимизма в миро вой литературе, творчеству JI. Толстого, в частности «Крей- церовой сонате», Геря посвящает несколько с т р а ниц 7. Статья «Причины пессимизма в литературе и жизни» пи салась в начале 90-х годов. Как известно, в это время в Рос сии и в других странах вокруг «Крейцеровой сонаты» шла горячая борьба. Толстой получал от читателей тысячи писем, авторы которых спорили с Толстым, обвиняли его в искаже нии действительности и т. д., а сын великого писателя, Лев Львович, в качестве литературной полемики пишет «Прелю дию Шопена» 8. Это свидетельствовало о большом социаль ном резонансе «Сонаты». Не случайно, думается, Геря об р а щается именно к этому произведению, причем говорит о нем. как о произведении, известном местному читателю. Геря. ко нечно, знал, какая борьба идет вокруг «Крейцеровой сонаты». «Но анализируя повесть в рамках статьи о «пессимизме»,— справедливо отмечает Ш. П. Садовник,— критик лишил се бя возможности говорить о ее социально-обличительной сто роне» 9. Великое значение «Крейцеровой сонаты» Геря видит в том, что Толстой раскрыл «социальные причины» падения Позднышева. При этом критик подчеркивает, что автор «Крейцеровой сонаты» не выбрал какой-нибудь исключитель ный случай русского мистицизма. По зднышев—«это типич ный образ буржуазной действительности. Мистицизм и песси мизм, пишет Геря, особенно характерны для России, которая «страдает не только от всех аномалий современного капита лизма, но и, сверх того, от всех бессмысленных пережитков полуфеодализма, от царизма» ,0. Важно подчеркнуть, что Ге ря относится явно отрицательно к тем выводам, к которым приходит Толстой в' своем произведении. Русская и европей ская критика, по мнению Геря, допустила большую ошибку в оценке «Крейцеровой сонаты». Вместо того, чтобы показать социальные корни и причины таких явлений, как Поздныше- вы, неизбежность прихода Позднышевых к буддизму, к Шо пенгауэру, к Нирване, критики бросились в полемику с Тол стым по поводу взглядов Позднышева на брак, семью и дру- ш е явления социальной жизни. «Как будто стоит обсуждать такие взгляды, будь они Позднышева или самого Толстого» и . 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=