ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
зданности, стихийной красоты, извечной чистоты природы. Природа, по Толстому, олицетворяет собою правду, красоту и добро. Человек в своем нравственном развитии должен стре миться к тому, чтобы его внутренний мир отвечал требовани ям безусловной гармонии в отношении простоты, красоты и добра. Он ищет и желает этой гармонии, а в природе она су ществует извечно. Природа у писателя, таким образом, высту пает критерием оценки человека, его нравственности, его от ношения к жизни вообще. Носителями высокой нравственно сти, по Толстому, являются люди, занятые непосредственно трудом среди природы. В. И. Ленин, определяя мировое значение творчества ве ликого русского писателя, говорил: «Толстой знал превосход но деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина, он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой лит ературы»3. Гениальные слова, сказанные В. И. Лениным о творчестве Толстого в целом, в полной мере отно сятся и к рассматриваемым произведениям. С любовью рассказывая о жизни простых людей, Толстой с особым чувством писал о народном труде. Но для Толстого важен не только сам процесс труда, но и то, какие качества человека проявляются в нем. Только в труде, утверждает ху дожник, проявляется истинная человечность. Мужик-крестья нин становится мастером, виртуозом простого, но и нелегкого труда. В труде достигается любовное согласие человека со всем миром, нерушимое братство людей. В труде, объединяю щем людей, человек и может найти свое подлинное счастье. Писатель хочет поведать миру, на что способен человек, работающий для себя. «Так любо-дорого смотреть, как рабо та пошла. В обед полчаса вздохнули, опять з а дело. На б ар щине того в три дня не сработали. Весело, дружно» (7, 74). Весело и дружно! Свое, личное дело, работа, приносящая ощутимые результаты каждому, способна объединить людей в жизнерадостную семью. Дело, которое доставляет человеку радость и счастье, соединяет людей любовной связью — это мечта Толстого, его идеал. Выр ажая свои сокровенные мысли, художник поет гимн труду, возводит его в разряд высокого, поэтического. Вторая редакция рассказа «Идиллия» начинается такими словами: «Между тем делом пришли покосы. Петра и Павла отпраздновали... подвязали брусницы на обрывочки и, как пчелы из улья, повысыпали на покосы» (7, 67). Покосы — ве 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=