ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
логии для создания определенного стилистического эффекта является употребление фразеологического оборота как устой чивого и свооодного сочетания слов одновременно. К этому приему Толстой прибегает в тексте афиши, составленной г р а фом Растопчиным. Вот этот текст: «Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатери нинскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они вско ре выздоровеют, и я теперь здоров: у меня болел глаз, а те перь я смотрю в оба» (6, 301). Писатель своеобразно раскрывает значение фразеологиз ма омотреть в оба: «— А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? — сказал Пьер. — У графа был ячмень,— сказал адъютант улыбаясь,— и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил н а род спрашивать, что с ним» (6, 302). Словосочетание смотреть в оба в прямом значении (гля деть в оба глаза) является свободным, а в переносном — быть бдительным — становится устойчивым. Таким образом на игре прямого, буквального и переносного значений этого сочетания создается яркий комический эффект, с помощью которого Толстой высмеивает Растопчина и его афишки. 4. Наконец, отметим случаи разрушения фразеологизмов в результате перестановки слов или пропуска одного из ком понентов, в связи с чем каждое слово обретает свое прямое лексическое значение. Вот два примера. «— К черту марш скорым шагом, пока цел!-— И Денисов повернул лошадь к офицеру» (5, 132); «Ваш сын,— писал он (Кутузов.— В. Д .) ,— надежду по дает быть офицером, из р яд у выходящим по своим заняти ям, твердости и исполнительности...» (4, 154). В первом примере разрушению фразеологизма способст вует не только изменение порядка слов, но и введение эпите та (скорым шагом). Таким образом, исследование фразеологического мате риала романа Л. Н. Толстого «Война и мир» показало, что гениальный писатель широко и разнообразно использует ф р а зеологические богатства русского языка. Отбор фразеологп ческих средств и приемы их организации в соответствии с идейным и эмоциональным содержанием романа позволяют выявить индивидуальное своеобразие творчества Толстого, убеждают в подлинном мастерстве великого художника. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=