ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г
Л. Н. Толстой в подавляющем большинстве случаев, кЗк это видно было из предыдущего раздела, использует фразео логический материал с определенными художественными це лями без изменения, с той же семантикой, структурой и сти листическими свойствами, которые присущи ему в общеязы ковом употреблении. Однако в романе наблюдаются случаи использования фразеологических оборотов и в измененном виде, что придает фразеологии новые художественные качества. 1. В романе наблюдаются случаи обновления лексико грамматической стороны фразеологического оборота путем замены, варьирования одного из его компонентов. Такое пре образование обычно не ведет к изменению значения фра зео логизма, но способствует новому экспрессивному насыще нию его, придает обороту иную образную выразительность. К такого рода изменениям фразеологизмов можно отне сти замену одного из компонентов устойчивого оборота сино нимом. Так, в терминологическом выражении царские в р ат Толстой церковно-славянское слово врага заменяет обще употребительным словом двери, ср.: «Благообразный, чистый старичок служил с той кроткою торжественностью, которая так величаво, успокоительно действует на души молящихся. Царские двери затворились, медленно задернулась завеса» (6, 77). И еще пример: «Не ожиданно... дьячок вынес скамеечку... и поставил ее перед царскими дверьми» (6, 78). Такое преобразование фразеологического оборота, во-пер вых, снимает специальный терминологический характер его и, во-вторых, придает обороту несколько сниженную экспрес сивно-стилистическую окраску, что гармонирует с характером всего контекста. Наблюдаются также случаи замены одного из компонен тов фразеологизма слово- и формообразовательными в ари антами. Так, фразеологический оборот а хиллесова пята в устах князя Андрея Болконского звучит как ахиллесова пят ка; в таком виде выражение приобретает оттенок снисходи тельной иронии. Ср.: «Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, з о лотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских... и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет. — Как я узнаю его всего тут! — сказал он княжне М а р ь е .. — У каждого своя а хиллесова пятка, — продолжал князь 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=