ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №3 1967г

Л. Н. Толстой в подавляющем большинстве случаев, кЗк это видно было из предыдущего раздела, использует фразео ­ логический материал с определенными художественными це­ лями без изменения, с той же семантикой, структурой и сти­ листическими свойствами, которые присущи ему в общеязы­ ковом употреблении. Однако в романе наблюдаются случаи использования фразеологических оборотов и в измененном виде, что придает фразеологии новые художественные качества. 1. В романе наблюдаются случаи обновления лексико­ грамматической стороны фразеологического оборота путем замены, варьирования одного из его компонентов. Такое пре­ образование обычно не ведет к изменению значения фра зео ­ логизма, но способствует новому экспрессивному насыще­ нию его, придает обороту иную образную выразительность. К такого рода изменениям фразеологизмов можно отне­ сти замену одного из компонентов устойчивого оборота сино­ нимом. Так, в терминологическом выражении царские в р ат Толстой церковно-славянское слово врага заменяет обще­ употребительным словом двери, ср.: «Благообразный, чистый старичок служил с той кроткою торжественностью, которая так величаво, успокоительно действует на души молящихся. Царские двери затворились, медленно задернулась завеса» (6, 77). И еще пример: «Не­ ожиданно... дьячок вынес скамеечку... и поставил ее перед царскими дверьми» (6, 78). Такое преобразование фразеологического оборота, во-пер­ вых, снимает специальный терминологический характер его и, во-вторых, придает обороту несколько сниженную экспрес­ сивно-стилистическую окраску, что гармонирует с характером всего контекста. Наблюдаются также случаи замены одного из компонен­ тов фразеологизма слово- и формообразовательными в ари ­ антами. Так, фразеологический оборот а хиллесова пята в устах князя Андрея Болконского звучит как ахиллесова пят­ ка; в таком виде выражение приобретает оттенок снисходи­ тельной иронии. Ср.: «Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, з о ­ лотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских... и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет. — Как я узнаю его всего тут! — сказал он княжне М а р ь е .. — У каждого своя а хиллесова пятка, — продолжал князь 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=